19/10/2017
19 октября 2017 года Президент Фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин был награжден Орденом Почетного Легиона - высшим знаком отличия, почёта и официального признания особых заслуг во Франции, присуждаемым по решению Президента Французской республики.
Орден вручила Госпожа Посол Франции в РФ Сильви Берманн. В поздравительной речи Госпожа Берманн отметила многолетнюю работу И. Бунина, направленную на укрепление двустороннего сотрудничества России и Франции, глубокое понимание внутренних процессов политической жизни республики.
На вручении присутствовали уважаемые представители экспертного сообщества: президент фонда «Петербургская политика» М. Ю. Виноградов, основатель Фонда «Династия» Д. Б. Зимин, Председатель секции Социальной и политической философии Ученого Совета Института философии РАН Кара – Мурза А. А., научный руководитель Института научной информации по общественным наукам РАН Ю.С. Пивоваров, заслуженный профессор Московского университета В. П. Смирнов, главный научный сотрудник Института социальной политики НИУ ВШЭ Н. В. Зубаревич, главный редактор Carnegie.ru А. Г. Баунов, Председатель Совета директоров Фонда ИСЭПИ Д.В. Бадовский.
Поздравили И. Бунина с получением высокой награды представители государственных структур: Посол Израиля Гарри Корен, член Совета Федерации Д. Ф. Мезенцев, советник губернатора Московской области Д. И. Городецкий.
Среди гостей вечера также присутствовали представители деловой среды: Председатель Совета директоров ГК «Волга-Днепр» А. И. Исайкин, Генеральный директор ГК «Прогресстех» В. А. Кульчицкий, Президент ГК «Прогресстех» А. В. Шарнин, член Совета директоров «TVA Group» С. Ю. Назаркин, Председатель Совета директоров Forum Properties В. И. Зубрилин, главный редактор Forbes Russia Н. Ф. Усков, Генеральный директор ООО «Альянс-Молоко» И. Б. Сандлер, основатель и совладелец галереи Altmans Gallery Е. И. Альтман, Председатель совета директоров Холдинга охранных предприятий Е. Г. «Бастион» Андреева, глава Управления общественных коммуникаций ЦБ РФ А. О. Борисенкова, управляющий партнер Ernst & Young А. В. Ивлев Президент Ассоциации Европейского бизнеса А. Кернер, Президент МОО «Ассоциация менеджеров» В. Б. Сенин, Президент Ассоциации Российских банков Г. А. Тосунян и др.
Телеграммы и поздравления прислали представители экспертного сообщества и государственных структур - ректор НИУ ВШЭ Я. Кузьминов, председатель Российской ассоциации международного сотрудничества, член Совета Федерации РФ С. Калашников, член Совета Федерации РФ Д. Мезенцев и др.
БЛАГОДАРСТВЕННАЯ РЕЧЬ И.М.БУНИНА
Уважаемая госпожа Посол Франции!
Уважаемые дамы и господа сотрудники Посольства Франции и гости вечера!
Дорогие друзья!
Уважаемые дамы и господа!
Для меня огромная честь находиться сегодня среди вас. Я очень взволнован.
Должен сказать, что меня глубоко тронула эта неожиданная награда.
Я действительно сильно взволнован тем, что именно мне оказан столь высокий знак уважения.
С глубочайшей признательностью и благодарностью хочу выразить свою искреннюю приверженность Франции, ее институтам, ее богатой культуре, а также лично бывшему Президенту Французской Республики господину Франсуа Олланду и нынешнему Главе государства господину Эммануэлю Макрону, и, конечно же, госпоже Послу Франции в Москве.
Это интересно, потому что недавно я получил Орден дружбы, который мне вручил Президент Российской Федерации. Это символ франко-российской дружбы.
Прежде всего позвольте мне отдать дать уважения моим родителям, которых уже нет в живых, и которым я обязан своим существованием.
Хочу приветствовать свою супругу, свою семью, свою старшую дочь Елену, членов ее семьи, и хочу посвятить им лично эту высокую награду, потому что они всегда меня поддерживали.
Конечно же, мне хотелось бы поблагодарить моих друзей, коллег и сотрудников, которые на всем протяжении моей профессиональной деятельности поддерживали меня в трудные моменты моей жизни и карьеры.
Мне особенно приятно выразить свою глубочайшую признательность двум моим преподавателям, которые учили меня углубленному изучению французских источников. Они передали мне не только своё знание, но также и любовь к точности и к интеллектуальному анализу. Позволю себе назвать здесь имя Владислава /Павловича/ Смирнова, моего наставника в деле изучения архивов Франции периода Движения Сопротивления, и уже умершего Германа /Германовича/ Дилигенского, научного руководителя моей диссертации, который оказал мне свою поддержку во время написания мною книги ««Буржуазия в современном французском обществе. Структура, психология, политические позиции».
Моя жизнь всегда была связана с политикой.
Если позволите, мне хотелось бы рассказать здесь о двух конкретных событиях в моей жизни, которые позволили мне на деле применить мои знания, касающиеся Франции и ее политической системы.
Первое, основополагающее событие, — это моя встреча в 1991 году с руководителями различных кооперативов и предприятий. Тогда, во время морского круиза по Средиземному морю, мне в голову совершенно спонтанно пришла мысль о том, чтобы провести с ними интервью, собрать информацию об их опыте и узнать, что они думают о российских бизнесменах. Эта справочная база позволила мне впоследствии расширить мой анализ, касающийся российских бизнесменов, который последовал за моими исследованиями, касающимися французских бизнесменов. Так, за двадцать лет я написал три работы, посвященные российскому бизнесу.
С этого времени этот уникальный в своем роде опыт натолкнул меня на идею создания научного политологического центра, который отныне является одним из самых старых «thinktanks» /«мозговых центров»/ России.
Однако вернемся ненадолго к началу моей деятельности и к обстоятельствам моего первого опыта в сфере политики.
В 1973 году я закончил писать свою кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Эволюция предпринимательских союзов во Франции» в Институте международной экономики и международных отношений /ИМЭМО/.
В 1981 году Франсуа Миттеран становится кандидатом на предстоящих президентских выборах во Франции. В Советском Союзе все прочат победу Валери Жискар д’Эстену.
Тем не менее, тогда в Советском Союзе небезызвестный Николай /Николаевич/ Иноземцев, Директор Института мировой экономики и международных отношений, попросил меня провести углубленный анализ политической ситуации во Франции и представить прогноз относительно победителя.
Я пришел к заключению, что на выборах может победить Франсуа Миттеран.
Однако Николай /Николаевич/ Иноземцев был уверен в победе кандидата от правых сил и отказался направить мое исследование в Центральный комитет Коммунистической партии, и для него это решение имело весьма печальные последствия.
В этот самый момент, а именно в конце 1980-х годов, я защитил свою вторую диссертацию на соискание учёной степени доктора политических наук по теме «Соцпартия во Французском обществе 80-х годов». Именно тогда Франция вступила в эпоху Миттерана.
Россия, со своей стороны, была подорвана крахом Советского Союза и переходом к Российской Федерации.
Именно в этой очень сложной ситуации Президент Борис Ельцин, который хотел добиться наибольшего консенсуса, обратился к различным специалистам, чтобы разработать институциональную политику на различных уровнях. Я принял участие в этой аналитической работе, привнеся в нее свой личный опыт знания французской системы.
В действительности, в 1993 году, вследствие опасной ситуации, связанной с мятежом националистов против президента Бориса Ельцина, мятеж был подавлен с использованием вооруженных сил. Однако, президент и его команда не знали, что делать для восстановления политической стабильности.
Однако моя «маленькая команда» специалистов уже вплотную занималась тщательным анализом текущей ситуации. И тогда мы, по просьбе ряда членов команды Ельцина, предложили найти эффективное решение этой проблемы.
В действительности, при Борисе Ельцине в администрации царил беспорядок. Необходимо было любой ценой одновременно достичь две важнейшие цели: организовать парламентские выборы и приступить к принятию новой конституции для Российской Федерации.
Тогда я вспомнил об уникальном моменте, который пережила Франция после окончания второй мировой войны и о решении, которое тогда принял Генерал де Голль: провести строго в одно и то же время первые парламентские выборы и референдум, который утвердил бы принятие новой конституции. Этот простой и действенный план уже себя зарекомендовал.
Так, мне в голову пришел план действий по одновременной реализации политической программы в два этапа:
1) Подготовка парламентских выборов на всей территории Российской Федерации;
2) Быстрое написание новой российской конституции, позволяющее тем самым тотчас же утвердить ее на референдуме.
Члены правительства, которые, следуя нашим советам, предложили этот план, очень быстро продвинулись вверх по карьерной лестнице. Один из них, Александр /Яковлевич/ Лифшиц /его уже с нами нет/, был в то время всего лишь консультантом в команде президента Бориса Ельцина, затем, в результате успеха нашего плана он быстро вознесся и стал министром финансов.
Второй, не менее интересный эпизод, связанный с российской политикой, относится к более позднему времени — декабрю 1996 года, во время президентских выборов. В этот период, согласно опросам общественного мнения, президент Борис Ельцин набирал не больше четырех процентов голосов избирателей. Фаворитом считался кандидат от коммунистов Зюганов. Для Кремля и для команды Президента ситуация была действительно критической.
Тогда обратились за помощью ко мне, а поскольку я очень хорошо знал французскую избирательную систему и ее сходство с российской избирательной системой, то я решил применить методы французской системы и перенести их к нам. Мы предложили модель, основанную на французской системе, которая включает два стратегических этапа:
1) объединить электорат президента Ельцина вокруг его кампании (этап первого тура);
2) эффективно бороться против его противника, сфокусировав кампанию на его слабостях (второй тур).
Так, план был простой: если в первом туре Борис Ельцин набирает около тридцати процентов голосов, объединив весь свой электорат вокруг единой политической программы, то перед Президентом открываются серьезные шансы без больших трудностей выиграть второй тур.
Все произошло именно так.
А теперь давайте вернемся к моему опыту с Францией.
Моя первая реальная встреча с Францией состоялась лишь много позже, в 1987-1988 годах, и это был культурный шок! Поездка стала возможной только в эти годы, так как, поскольку я был еврей по национальности и из принципиальных соображений отказывался вступать в компартию, то все границы для меня были закрыты.
В действительности, у всех поколений советских людей была лишь одна мечта: выехать и увидеть Париж. Париж был самым невероятным направлением, и часто люди говорили: «Увидеть Париж и умереть...»
Для меня знакомство с великолепным «Городом Света» было чрезвычайно сложным, и я испытывал определенные трудности, чтобы преодолеть культурный шок.
Уже в XIX-м веке Франция и французский язык играют важнейшую роль в среде русской элиты, пронизанной ее культурой, восхищавшейся всеми литературными и техническими достижениями этой страны. В тот период Франция становится источником вдохновения.
А теперь настал черед рассказать о моей второй встрече с политикой во Франции.
Давайте подробно рассмотрим феномен, который являет собой Эммануэль Макрон.
В декабре 2015 года все ускоряется. Это прочная победа партии Марин Ле Пен в первом туре региональных выборов.
Поэтому я решил пристально следить за ситуацией, я стал регулярно и внимательно читать французскую прессу. После моих первых исследований казалось, что очень уверенную победу на выборах президента должен одержать Ален Жюппе, как тогда думали большинство французских политологов.
В этот самый момент я приехал во Францию, чтобы прочесть лекцию о проблемах России, и установил многочисленные контакты с французскими политологами и с Французским центром изучения внутренней политики Франции /Centre francais sur la politique interieure de la France/.
Однако, вопреки всем ожиданиям, победу на праймериз правых сил одерживает Франсуа Фийон. Поэтому казалось, что все указывало на то, что он станет вероятным будущим президентом Французской Республики... Но возникло дело «Penelopegate», и все его планы на успех растаяли.
Тогда освободилось место для Эммануэля Макрона, который этим шансом воспользовался.
Именно в этот период я написал около десятка статей о французских выборах.
Мне хотелось бы добавить несколько слов о макронизме.
Новый Президент Республики представляет собой некое обновление: это не только «la France en Marche», но это также, возможно, возникновение нового президентского политического стиля. Можно сказать об амбициозном французском президентстве, открытом для всего мира, включая Францию в Европе.
С идеологической точки зрения Эммануэль Макрон продолжает развивать три основополагающие идеи:
- концепция государства, банкиров и руководителей предприятий, согласно Сен-Симону;
- новаторские идеи Мишеля Рокара и вторых левых, когда гражданское общество играет более важную роль, чем государство, но в качестве абстрактной идеи;
- некоторые аспекты теорий Маккиавелли, Государь, которые использует все преимущества своей высокой должности.
Президентство Эммануэля Макрона можно свести к пяти главным направлениям:
1) Стремление к универсализму, 2) реформирование Европы, 3) гражданское общество, 4) глубокая трансформация Франции, 5) «юпитерианство»
Как сказал сам Президент Французской Республики: «Я хочу сильную Францию, которая идет вперед, в полном доверии и партнерстве с Европейским Союзом!»
Да здравствуют Франция и Россия! Огромное спасибо за вашу поддержку и за ваше внимание.
Игорь Михайлович Бунин
Владимир Путин начал визит в Китай. Ранее власти КНР опубликовали призывы к другим странам присоединиться к общему проекту модернизации и создания более справедливого и равноправного международного порядка ради всеобщего благополучия. Доклад «Модернизация Китая: Путь вперед» подготовлен сразу на четырех языках – китайском, английском, французском и русском.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →
Во все пять субъектов РФ, откуда их главы ушли в правительство и администрацию президента, Владимир Путин 15 мая отправил врио губернаторов. При этом оказалось, что прежняя единая тенденция подбора кадров как бы нарушена. Варяг-технократ в списке только один, но и силовик тоже один. Выпускников «Школы губернаторов» – лишь двое, а отличившихся на СВО и вовсе нет. Зато трое – это местные политики, от услуг которых федеральный Центр вроде бы отказался.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Судя по всему, единого вектора в подборе кадров нет, а опыт с варягами действительно не дал вау-эффекта, отсюда и местные». Но эксперт отметил и те несколько моментов, которые не поменялись. Во-первых, все врио – это государевы люди, они завязаны на президента. Во-вторых, любого губернатора могут снять в любой момент по утрате доверия. В-третьих, сохраняются стимулы для губернаторов, которые когда-нибудь смогут получить назначение в федеральные органы власти. Макаркин полагает, что для каждого из вакантных регионов врио подбирался с учетом тамошней специфики. Скажем, Хабаровск и Калининград по-своему приграничные регионы. В Кемеровской области врио связан с экс-губернатором Аманом Тулеевым. А в Калининградской – с той же отраслью, откуда пришел и куда ушел Алиханов, что явно это не случайно. «В любом случае человек, поставленный руководить регионом из центра, реализует там ту политику, которая в данный момент федеральным Центром востребована», – подчеркнул эксперт. →
Президент Владимир Путин 15 мая назначил своими указами врио глав пяти регионов, после того как четверо губернаторов перешли в правительство, а один – в администрацию президента. В указах говорится, что заместитель генпрокурора Дмитрий Демешин назначен врио губернатора Хабаровского края, замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных – врио главы Калининградской области. Еще в трех регионах новыми главами стали первые заместители губернаторов: Кузбасс возглавил Илья Середюк, Курскую область – Алексей Смирнов, Тульскую область – Дмитрий Миляев.
Комментарий Ростислава Туровского:
Калининградская область сейчас нуждается в федеральной поддержке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Она необходима и для создания новых стимулов развития ее промышленности, и для обеспечения транспортной связи, и для продолжения подъема внутреннего туризма». →
Исполняющим обязанности главы Кузбасса до особого распоряжения назначен первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Илья Середюк, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства области. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на днях предложил кандидатуру действующего главы Кузбасса Сергея Цивилева на пост министра энергетики. Его инициативу поддержали в комитете Госдумы по энергетике и 14 мая президент РФ Владимир Путин назначил губернатора главой Минэнерго.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексея Макаркина, назначения губернаторов на новые посты означает, что Москва высоко оценила их деятельность. Он также отметил, что схема назначений в целом напоминает советскую практику. Макаркин уточнил, что, например, Цивилев руководил угольным регионом, а это один из компонентов функционала министерства энергетики. Поэтому его назначение на пост главы ведомства выглядит логично. →
В Госдуме и Совете Федерации 14 мая прошли заседания по новому правительству. Депутаты утвердили министров, которыми руководит премьер, сенаторы подвели итоги консультаций по главам ведомств, подчиняющихся президенту. Так были реализованы конституционные полномочия палат Федерального собрания, появившиеся в 2020-м. Эксперты отметили, что процедура еще не обросла традициями. Для этого нужна не презентация авторитета парламента, а отклоненные кандидатуры или удовлетворенные отставки. Так что пока нет ответственного перед Госдумой кабинета министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Притом что сама процедура пока может быть охарактеризована как формальная, все-таки стоит ожидать, что со стороны исполнительной власти внимание к запросам и обращениям депутатов повысится. Конечно, министры не слишком чувствительны к критике, но все же никому не хочется нарваться на публичные претензии депутатов». По его словам, процедура является формальной, ничего реально не меняется ни для избирателей, ни для правительства. Для министров по-прежнему есть два начальника – президент и премьер. И то, что «кабмин утвержден в такие короткие сроки, это только подтверждает». Как напомнил Макаркин, депутаты Госдумы могут лишь посодействовать снятию уже провинившегося и неугодного президенту министра, но не более того. Избиратели же смотрят больше на то, сколько денег депутат привлек в курируемый регион. Поэтому-то в целом авторитет парламента пока и не повысился. →
Московский патриархат ищет альтернативу европейским экуменическим объединениям.
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «уход РПЦ в Азию не будет иметь масштабного характера». «Сейчас у РПЦ проблемы не только со Всемирным советом церквей, но и с европейскими церквами. Причем эти проблемы возникли еще задолго до конфликта в Украине. Он только усилил эти процессы. С Европой отношения были непростые в связи с темами нетрадиционных семей, женского священства и т.д., и все это было задолго до 2022 года. Из-за этого практически остановился богословский диалог с европейскими протестантами. И сейчас у РПЦ есть желание изучить, что есть в Азии и какие есть альтернативы», – пояснил политолог в беседе с «НГР». →
В ближайшие две недели Владимир Путин может назначить новых врио глав регионов, которые заменят четверых губернаторов, которые переходят в правительство. Об этом «Ведомостям» сказали два источника, близких к администрации президента (АП). «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Вакантными будут посты губернаторов Калининградской, Кемеровской, Курской областей и Хабаровского края.
Комментарий Ростислава Туровского:
Избираться новому врио Хабаровского края будет несложно, поскольку в регионе нет сильной оппозиции, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «КПРФ практически развалилась, ЛДПР неизбежно подыграет новому главе. Будет только проблема низкой явки». Региону было бы неплохо обрести губернатора-хозяйственника, считает эксперт: «Развивается он неровно, проектов много, но ими надо заниматься постоянно, а также привлекать новых инвесторов. Пока для местных жителей слишком типичен пессимизм и неверие в будущее региона. Новому главе надо будет с этим бороться». →
Комментарий Алексея Макаркина:
Одним из ключевых назначений в ходе формирования нового правительства России стало повышение главы Минпромторга Дениса Мантурова до первого вице-премьера, заявил в беседе с NEWS.ru вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. По его словам, это отражает смену приоритета в курсе кабмина. →
По итогам рассмотрения кандидатур вице-премьеров председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что с 13 мая 2024 года депутаты несут часть ответственности за деятельность исполнительной власти. А та, мол, должна понимать, что теперь от ее работы зависит еще и результат выборов 2026 года. Позиции в Госдуме девятого созыва, похоже, и стали причиной для ухода КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) в частичную оппозицию к кабинету министров. Хотя коммунисты и эсэры только воздерживались по отношению к некоторым из зампредов, такое поведение выглядело чисто электоральным. В том числе и поэтому политическая спецоперация «расцвет демократии на Охотном Ряду» открыто модерировалась спикером, а это означает, что она, видимо, была санкционирована сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:
На это вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: особенность исторического времени, когда в России был настоящий «разгул демократии», заключалась в том, что тогда предлагаемую кандидатуру премьера, а раньше даже и вице-премьеров с министрами могли не утвердить в парламенте. Так и было с Виктором Черномырдиным в 1998 году. «Сейчас провалить назначение невозможно в принципе, конституционное большинство у ЕР. При этом кандидаты поддержаны еще ЛДПР и «Новыми людьми», хотя это уже никому не интересно. Но конкретно две партии позиционируют себя как оппозиция. Это КПРФ и СРЗП, которые при этом как раз и конкурируют на левом поле за протестного избирателя. И раз коммунисты не поддержали Мишустина, то эсэры, видимо, возмутились этим. То есть получается, они, мол, в глазах избирателей та же ЕР, только второго сорта, люди не голосуют за «партии второго сорта», когда рядом есть «сорт первый». И на самом деле именно для партии Миронова одна из самых больших проблем – это ее недооппозиционность», – подчеркнул эксперт. По его мнению, это, конечно, дозволено сверху, но выгодно не Кремлю, а самим партиям. Это чисто партийный пиар – и хотя широкий круг избирателей сейчас вряд ли это заметит, однако обе партии получили набор аргументов, которые они предъявят в разговоре с электоратом. →
Академический экономист и бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов приходит в Минобороны на фоне растущих оборонных расходов, необходимости «вписать экономику силового блока в экономику страны» и ареста заместителя Сергея Шойгу
Комментарий Алексея Макаркина:
«Белоусов – человек стратегически мыслящий, что проявилось в большом интервью РБК на ПМЭФ в 2023 году, где он говорил достаточно концептуальные вещи, и про современное мироустройство, и про геополитику, и про перспективы развития современного мира», – отмечает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. В этом интервью Белоусов, например, говорил, что «Россия может стать хранителем традиционных ценностей Запада», а чтобы стране быть суверенной необходимо «обладать собственными смыслами». →