07/05/2024
Когда уйдет нынешний кабинет и зачем нужна эта процедура После инаугурации избранного главы государства согласно Конституции действующий кабинет министров уходит в отставку. Затем президент предлагает кандидатуру нового премьера Госдуме. Это зафиксировано в ст. 11 Конституции и в ст. 7 закона о правительстве. После вступления в должность у президента у есть две недели, чтобы внести кандидатуру председателя правительства. До этого момента исполнять обязанности будет прежний кабинет министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что отставка кабмина – обязательная процедура после избрания президента, и никак не зависит от результата работы правительства и его эффективности.
При каких еще обстоятельствах правительство может уйти в отставку
Нынешняя смена правительства будет 15-й по счету в истории современной России с 1993 г., когда была принята Конституция. Кабинет тогда возглавил Виктор Черномырдин.
Новый срок президента – не единственное основание для отставки правительства. Ст. 117 Конституции и глава 5 федерального конституционного закона о правительстве предусматривают несколько оснований.
Например, премьер-министра и правительство может отправить в отставку президент. Он не обязан объяснять причину своих действий, и это может произойти в любой момент. Отставка премьера автоматически означает роспуск кабмина.
Отставка может быть и добровольной. Но здесь также свою роль играет президент: он может как принять отставку, так и отклонить ее. Последний такой случай произошел в 2020 г., когда об отставке заявил премьер Дмитрий Медведев (сейчас зампред Совета Безопасности).
Правительство менялось за рамками электоральных циклов восемь раз. В 1998 г. президент Борис Ельцин отправил в отставку кабинет Виктора Черномырдина и назначил премьером Сергея Кириенко. После дефолта Кириенко был отправлен в отставку, а кабмин возглавил Евгений Примаков. Менее года спустя свой кабинет сформировал Сергей Степашин, а затем, 9 августа 1999 г. премьером стал Владимир Путин.
Михаила Касьянова на Михаила Фрадкова Путин сменил накануне очередных выборов в 2004 г. В 2007 г. Фрадков добровольно подал в отставку, вместо него был назначен Виктор Зубков. Последним внеочередным назначением был кабинет Михаила Мишустина.
Инициировать отставку может Госдума, если вынесет вотум недоверия правительству. При этом президент может принять вотум, а может и отказаться, вместо этого распустив Госдуму.
Палата должна проголосовать за вотум дважды. «Вотум недоверия правительству – это инструмент обоюдоострый. Депутаты рискуют потерять мандаты», – подчеркнул Макаркин. Он напомнил, что в 1995 г. депутаты набрали нужное количество голосов за вотум недоверия правительству Виктора Черномырдина. Его инициировал депутат Сергей Глазьев (ДПР).
Поводом стал теракт в Буденновске: депутаты сочли, что вина за него лежит на руководителях силовых ведомств. Черномырдин, опередив повторное голосование Госдумы по вопросу о недоверии, сам поставил в нижней палате вопрос о доверии правительству. Но тогда большинство депутатов выразило доверие кабмину.
Было еще несколько попыток инициировать вотум. Кроме первого раза его всегда инициировали коммунисты: в 1997 г. Черномырдину, в 2001 и 2003 гг. Михаилу Касьянову, в 2004 г. Михаилу Фрадкову. Все эти разы депутаты и с первого раза не набрали нужное количество голосов. Поэтому прецедентов отставки кабмина по такому основанию не было.
Когда пройдет отставка правительства в 2024 г.
Отставка правительства происходит в день инаугурации президента. С 2000 г. она всегда проходит 7 мая. Премьер-министр Михаил Мишустин должен объявить о прекращении полномочий правительства перед избранным главой государства. Это решение оформляется соответствующим распоряжением президента в день инаугурации.
Максимальный срок для формирования нового правительства в соответствии со ст. 111 и 112 Конституции составляет месяц.
10 мая Госдума может утвердить премьер-министра, назначено перенесенное с 8 мая заседание, сообщили «Ведомостям» двое депутатов Госдумы. По закону он должен сделать это в течение двух недель после инаугурации. Депутаты должны вынести свое решение в течение недели. В случае утверждения новый глава кабинета в течение недели представляет президенту предложения по структуре и составу своего правительства.
«Это может быть как старый, так и новый премьер – тут президент не ограничен», – подчеркивает Макаркин. Кандидатура премьер-министра утверждается нижней палатой парламента, и после ее утверждения президент назначает нового главу правительства.
До поправок в Конституцию 2020 г. депутаты не могли влиять на избрание членов правительства, этим занимались только президент и премьер-министр. После поправок 2020 г. Госдума получила право голосовать за членов правительства – глав несиловых ведомств. Решение о назначении премьера утверждается простым большинством – 226 депутатов из 450. 324 мандата занимают депутаты «Единой России», 57 КПРФ, 27 «Справедливая Россия», 23 ЛДПР и 15 «Новые люди».
Что касается силовых структур, то здесь президент консультируется (что носит лишь рекомендательный характер со стороны сенаторов) с Советом Федерации. Согласно ст. 102 Конституции, сенаторы консультируют по назначениям глав Минобороны, МВД, Минюста, МЧС и МИД.
Действующие члены правительства продолжают исполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.
Ст. 112 Конституции предусматривает, что председатель правительства не позднее чем через неделю после назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Премьер-министр представляет Госдуме на утверждение кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров. Сроки в данном случае не прописаны.
Когда была предыдущая отставка правительства РФ
В 2018 г. после избрания Путина на выборах происходил аналогичный процесс отставки правительства. Тогда премьер-министром был во второй раз назначен Дмитрий Медведев.
15 января 2020 г. правительство во главе с Медведевым подало в отставку после послания президента Федеральному собранию. Он заявил об этом сразу после оглашения послания президента Федеральному собранию, когда Путин анонсировал поправки в Конституцию, которые касались, в частности, и правительства.
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →
Власти 27 ноября объявят о старте конкурса «Лидеры России. Политика», приуроченного к выборам в Госдуму 2026 г. Впервые такой проект проводился в 2020 г. перед парламентскими выборами 2021 г. О запуске проекта «Ведомостям» сказали три собеседника, близких к администрации президента. По словам одного из них, такой проект является «социальным лифтом», который дает возможности в том числе для будущих кандидатов в депутаты Госдумы 2026 г. Проект реализуется по поручению главы государства «с целью выявления перспективных общественно-политических лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией к общественно-политической работе, для их дальнейшего обучения, развития в среде единомышленников и погружения в современную политическую среду».
Комментарий Ростислава Туровского:
Конкурс «Лидеры России» традиционно оказывает влияние на обновление и ротацию в элите, хотя в последнее время больше на слуху новые образовательные программы, такие как «Время героев», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Но прежний конкурс сохраняет свою нишу. Судя по таймингу, он задумывается в рамках подготовки к кампании 2026 г., чтобы повлиять на отбор кандидатов». →
За несколько дней Минюст отказал в регистрации уже двум новым партиям. Ошибки в документах были найдены у «Рассвета», который возглавляет Екатерина Дунцова (признана в РФ иноагентом). Ранее ту же претензию предъявили Партии любителей пива (ПЛП) Константина Калачева. Эти политструктуры между собой сильно различаются, но власть привела их к общему знаменателю. В кампаниях 2025 года они участвовать не смогут, а значит, теряют шанс выйти на выборы Госдумы – 2026. Минюст уже прореживает и ряды действующих партий, ликвидируя именно электоральных неудачников.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что «сейчас торжествуют и консервативный, и охранительский сценарий». Под последний как раз подпала партия «Рассвет», а жертвой консервативного стала ПЛП. →
Две партии объявили о том, что продолжают свою деятельность в сфере политического образования. В Федеральной партийной школе (ФПШ) «Яблока» прошел четвертый набор, в Центре политической учебы (ЦПУ) ЦК КПРФ собрался 57-й поток. Основные отличия этих образовательных структур в том, что яблочники предлагают как партактивистам, так и сочувствующим практические знания, а коммунисты проводят именно с членами партии занятия более идеологизированные.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Партшколы всегда имеют идеологический оттенок, даже если партия делает упор на деятельность в качестве электоральной машины. Потому что тогда проще проводить курсы политтехнологов для активистов, а не выстраивать партучебу». Эксперт подчеркнул, что есть партшколы, куда отбор происходит по идеологическому признаку, а есть и такие, где важнее признак просто лояльности к этой партии. «Хотя жесткого разделения сейчас нет, везде учитываются оба фактора, где-то побольше, где-то поменьше. Например, и КПРФ, и «Яблоко» – это партии, которые фактически одни на своем политическом фланге. Так что КПРФ не берет на учебу тех левых, которые критично к ней относятся, а в «Яблоке» отказывают по идеологическим основаниям. Но везде студентов отбирают по принципу «своих людей», – подчеркнул Макаркина. При этом говорить об эффективности тех или иных партшкол можно только из того, какие перед партией стоят задачи. Так что эффективными могут быть и идеологические, и электоральные проекты. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - о предложении Дональда Трампа назначить министром финансов Скотта Бессента.
Комментарий Алексея Макаркина:
Важный момент – серьезность Трампа в выборе министра финансов. Обсуждения продолжались достаточно долго (по нынешним трамповским меркам) и выбор был сделан в пользу самого системного из реальных кандидатов. То есть Трамп может эпатировать элиты спорными кандидатурами, но когда речь идет о деньгах, он далек от всякого эпатажа. И в ходе своего первого срока активно тасовал министров, но не трогал Минфин, который все четыре года возглавлял Стивен Мнучин. →
На митинг 24 ноября в Якутске вышло не более 50 человек с протестом против решения отменить право граждан самим избирать мэра региональной столицы. Пока Республика Саха остается одним из четырех субъектов РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, где такие выборы сохранялись. Но скоро данная аномалия, видимо, будет везде ликвидирована. Среди населения прямые выборы, похоже, уже не имеют поддержки, что показала и нынешняя акция. А федеральный Центр, очевидно, негативно воспринимает все то, что противоречит единой системе публичной власти.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Видимо, власти города заранее предполагали, что яблочный митинг будет с небольшим числом участников. В отличие, например, от митингов левых, куда часто приходит много пенсионеров и тех, кто ностальгирует по советским временам. Поэтому, с одной стороны, продемонстрирована демократичность, а с другой – показан маргинальный характер мероприятия». А когда затем еще задержали и лидера «Яблока», то, по его словам, «по советской традиции показали, что шаг влево или вправо от дозволенного места недопустим». →
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →