31/07/2017
Решение польских властей демонтировать памятники советским солдатам, установленные на улицах и площадях польских городов, не останется без ответа со стороны России.
Комментарий Алексея Макаркина:
В Польше сейчас у власти находятся правые политические силы, которые выступают за окончательную декоммунизацию и десоветизацию. Поэтому они настаивают на удалении всех советских памятников с улиц и площадей польских городов. Советские памятники разрешаются только на кладбищах.
Здесь можно провести аналогию с Эстонией, где все это прошло еще раньше, в 2009 году. Тогда имел место известный «кризис Бронзового солдата», когда памятник был перемещен из центра Таллина на кладбище, что вызвало протесты и вызвало очень резкую реакцию в самой России. Если помните, тогда прокремлевские молодежные организации буквально взяли в осаду посольство Эстонии в Москве - при очень спокойном, благожелательном отношении со стороны правоохранительных органов. Понятно, что это была не инициатива молодежных организаций, а так государственный ответ через молодежные провластные структуры.
Но прошло несколько месяцев - и напряжение спало. Отношения между Россией и Эстонией в общем и целом стали существенно спокойнее - кризис не привел к фатальным последствиям.
В случае с Польшей же - как можно ответить? Может, убрать польские памятники, которые находятся в центре российских населенных пунктов? Только проблема в том, что их там нет. Есть, конечно, польский памятник, посвященный дивизии Костюшко - но его-то как раз Россия удалять совершенно не собирается. Я бы сказал, что это - «польско-советский» памятник, потому что дивизия Костюшко было сформирована на советской территории и, по сути, была частью Красной Армии. Официально это была польская воинская часть, но на самом деле она, конечно, полностью контролировалась Советским Союзом. Так что это - «свои».
Других польских памятников в городах России я не припоминаю. Есть еще мемориальные комплексы в Катыни и в Медном, посвященные полякам, расстрелянным в 1940 году при Сталине. Но это комплексы на кладбищах, не памятники в центре городов. Комплекс в Катыни - это под Смоленском, километрах в пятнадцами от него примерно на военном кладбище. А Медное - это между Твервью и Торжком; там тоже военное кладбище. Поэтому убрать, я думаю, ничего не удастся - так как в Польше советские памятники, как я понимаю, на кладбищах остаются. Мемориальный комплекс в Катыни.
Ну, вероятно, можно попробовать - и, наверно, такие планы уже имеются, - скорректировать экспозицию этих мемориалов. В той же Катыни, например - чтобы показать и современный российский взгляд на случившееся. Вообще-то современный российский взгляд на трагедию довольно разный: есть большое количество россиян, полностью отрицающих, что это сделал Сталин. Есть и промежуточная точка зрения: мол, да, это сделал Сталин, но он имел какие-то основания. Например, почему-то очень распространена точка зрения, что он таким образом отвечал за смерть пленных красноармейцев в 1920-1921 гг.
На самом деле Сталину красноармейцы были совершенно неинтересны: абсолютно нигде, ни в одном источнике не содержится информации о том, что действия Сталина против поляков были каким-то ответом и что он вообще интересовался проблемой гибели пленных красноармейцев. Она для него была уже глубоко исторической. Ну, и известен подход Сталина к пленным во Второй Мировой войне - что они сами виноваты в пленении и надо было драться до конца. Думаю, вряд ли его подход к пленным был каким-то иным в период советско-польской войны.
Такая точка зрения достаточно распространена - она позволяет обществу немного успокоиться, как-то рационализировать это преступление, решить для себя, что советская сторона, может, не так уж и виновата, а поляки, может, тоже виноваты! Хотя на деле сравнивать эти события невозможно: в случае с Катынью был целенаправленный расстрел, тогда как с пленными красноармейцами речи о таком приказе вообще не было. Их трагедия была в значительной степени связана с эпидемиями, которые были в то время - не только в Польше, но и других европейских странах. Но это уже другая история, и я не исключаю, что тут может быть какой-нибудь ответ.
Например, могут разместить рядом свою экспозицию. Поляки, разумеется, будут этим крайне недовольны, но думаю, такой вариант возможен.
Что еще? Как я понимаю, Россия сейчас взяла паузу, потому что очень сложно найти и асимметричные ответы. Пока я говорил о симметричном, а асимметричный вариант с трудом просматривается. Потому что экономические связи между странами очень слабы, что-то перекрыть довольно сложно; продовольственное эмбарго вводить бессмысленно - оно и так уже было введено в 2014 году, так как Польша - член Европейского союза, присоединившегося к санкциям против России. В общем, наверно, пока как раз и пытаются понять, чем же мы можем ответить, что у нас еще есть.
Какие-то культурные связи? Но они в последнее время тоже очень ослабли. И если в советском время польская культура была значимым фактором и для советской массовой аудитории, которая смотрела фильмы по произведениям Сенкевича и польские комедии «Ва-банк», «Ва-банк-2» и так далее, так и для элитарной аудитории, которая смотрела Анджея Вайду, пока тот был если разрешен, то сейчас ничего подобного не видно. Многие фильмы вообще не переводят на русский язык. Сейчас был некоторый интерес к фильму «Волынь», связанный с тем, что это - фильм про украинских националистов и их преступления против поляков. Он оказался созвучен российской позиции по этому вопросу. Но такое - скорее исключение. Поэтому в культурной сфере тоже что-то серьезное сделать сложно.
Помню, был фильм Анджея Вайды «Катынь», который очень непросто шел к российскому зрителю, - его показывали ограниченным аудиториям, чтобы не обидеть тех, кто считает, что Советский Союз был всегда и во всем прав. Но я буквально могу вспомнить единичные случаи такого сорта, а в целом культурных связей было очень немного. Так что сложно даже сказать, что придумают.
Звучит еще идея, пока не реализованная, чтобы не только российская Государственная Дума, но и парламенты других стран обратились по поводу ревизии памяти о войне. Но пока что было только заявление израильского парламента, причем было оно достаточно аккуратным, и о Польше там вообще ничего не было сказано. К тому же я думаю, что таких заявлений будет не очень много. Поэтому пока сложно сказать, как Россия может ответить. Но интересно вот что.
В Польше победили консерваторы - то есть люди, которые выступают за усиление роли религии, традиционной нравственности. В связи с этим у властей достаточно сложные отношения с либеральной частью общества. Достаточно сложные отношения с НКО, достаточно сложные отношения со СМИ - словом, проблемы сходные с российскими, и подходы тоже сходные. Конечно, у Польши есть ограничитель - Европейский союз. Поэтому президент Польши должен был ветировать два закона, которые особенно неприятны для ЕС. Но в общем и целом тренды у нас достаточно сходные.
Однако при этом польский национализм после всех разделом Польши воспринимает Россию как врага. Причем если представители предыдущего правительства пытались как-то выстроить отношения с Россией, нащупать какие-то новые темы для разговоров, то теперешнее правительство однозначно исходит из того, что Россия вся, будь то Российская империя, или СССР, или современная Россия, - это одно и то же. И никакими новыми подходами польские власти сейчас не интересуются, для них Россия - враг.
Памятник жителям Восточной Польши, ставших жертвами сталинских депортаций Поэтому если Россия наладила отношения с националистам в ряде стран Европы (другой вопрос - насколько эффективно наладила), то с поляками это невозможно. В Польше есть небольшие пророссийские группы, но они носят откровенно маргинальный характер. То есть там альтернатива - это либо проевропейская часть общества, которая подозрительно относится к России, но хотела бы с ней разговаривать, а не хотела бы сильно раздражать (поэтому при правительстве Туска монументы оставались на своих местах), либо националисты, которые мало интересуются тем, что о них подумают в России.
Ну, и дополнительный ресурс, который есть у поляков, - это отношения с Америкой. У Трампа достаточно испорчены уже отношения с Германией, с Ангелой Меркель, и сейчас эти отношения будут еще, скорее всего, ухудшаться из-за тех санкций, которые приняты в отношении России. Будут ухудшаться, потому что эти санкции затрагивают «Северный поток-2». И на этом фоне выделяется Польша, которая выступает против «Северного потока-2» и демонстрирует желание максимально сблизиться с Америкой (это сближение тоже имеет свои исторические традиции: в свое время поляки участвовали в Войне за независимость в США - тот же самый Тадеуш Костюшко был офицером армии Джорджа Вашингтона). Вот этот курс для польского правительства сейчас является основным.
То есть не Европейский союз, а Америка. А так как российско-американские отношения сейчас ухудшаются, никакого особого повода для оптимизма у России здесь не видно. Поляки были вполне удовлетворены выступлением Трампа в Варшаве, которое носило крайне критичный характер в отношении России. И они будут придерживаться этой политики.
Власти обсуждают задачу, которую могут поставить регионам на выборах в Госдуму 2026 г. В частности, в качестве оптимального результата для «Единой России» рассматривают не менее 55% голосов, отданных за нее по спискам при явке от 55%. Об этом «Ведомостям» сказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП). Такую формулу должны будут донести до вице-губернаторов по внутренней политике на семинаре в «Сенеже». Его дата пока не определена – скорее всего, до конца года он уже не состоится, а пройдет в первых месяцах 2026 г. Всего же «Единая Россия» должна взять не меньше 325 мандатов, говорит один из источников.
Комментарий Ростислава Туровского:
Федеральные установки являются сравнительно скромными и сдержанными, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, а регионы их часто превосходят, в том числе соревнуясь друг с другом. «Ставка на повышение явки [по сравнению с выборами 2021 г.] была ожидаемой – она оправданна тем, что опирается на тезис о консолидации общества вокруг власти. Но с ней могут быть связаны и риски, если, например, социально-экономическая ситуация перед выборами будет ухудшаться», – сказал Туровский. Главной целью, судя по всему, является достижение «Единой Россией» конституционного большинства, и со значительным запасом, заключил он. →
На пленуме были одобрены предложения ЦК КПК о разработке плана 15-й пятилетки (2026-2030 годы). Сказано, что «экономическое и социальное развитие должно основываться на марксизме-ленинизме, идеях Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важной идее «трех представительств» и научном взгляде на развитие, в полной мере претворять в жизнь идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи». «Три представительства» и «научный взгляд» - это наследие Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, хотя по именам их в подобных текстах уже не называют – в отличие от ссылок на Си Цзиньпина. Но о преемственности все равно не забывают.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам пленума прошла пресс-конференция высокопоставленных китайских чиновников, которые интерпретировали его решения. Так, директор Центрального управления политических исследований Цзян Цзиньцюань заявил, что Си Цзиньпин лично возглавлял группу по составлению документов, «руководил всем процессом и держал руку на пульсе, играя решающую роль». Таким образом подчеркивается, что влияние Си остается на прежнем уровне. →
Центральная избирательная комиссия России вступила в открытый конфликт с губернатором Запорожской области Евгением Балицким. Поводом стало его решение об освобождении от должности члена областной избирательной комиссии с правом решающего голоса Галины Катющенко. Глава ЦИК Элла Памфилова назвала этот шаг «грубым самоуправством» и заявила, что направит в Генпрокуратуру обращение с просьбой опротестовать указ губернатора. О том, что происходит в регионе – читайте в материале «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:
Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин объясняет конфликт столкновением двух логик: региональной и федеральной. →
Президент США Дональд Трамп заявил об отмене переговоров с российским лидером Владимиром Путиным в Будапеште. Заместитель «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что глава Белого дома хочет усилить экономическое давление на Россию, но стороны продолжат и дальше вести переговоры. Как может развиваться ситуация – эксперт рассказал в комментарии «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:
«У нас говорят, что Дональд Трамп переменчив. На самом деле это его бизнес-стратегия. То кнут, то пряник, то уступки, то угрозы. Видимо, он считает, что на уступки ему не пошли и включает угрозы. Трамп исходит из того, что он не солидаризировался с Европой и занял более мягкую позицию в отношении России, то Россия должна принять его условия. →
На заседании Госдумы в среду фракции проголосовали за бюджет на 2026 год. Несмотря на ярые возражения со стороны левых партий, что документ недостаточно социально ориентирован, кнопку «против» не нажал ни один депутат. Зато каждый пятый голосовавший воздержался, воздержавшихся была пятая часть всего зала. Поименного голосования в открытом доступе пока нет, но, похоже, молчаливый протест выражали только две партии – КПРФ и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП). Их лидеры Геннадий Зюганов и Сергей Миронов жестко раскритиковали проект документа и внесли свои предложения.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что рамки политического консенсуса все время расширяются и партии вынуждены поддерживать политику власти, причем критерии все время добавляются. Если раньше это была внешняя политика и политика по безопасности и обороне, то теперь к этому добавилось и голосование за бюджет. «Голосование «против» добавило бы партиям несколько процентов пунктов поддержки, но могло испортить отношения с властью. Во-первых, голосование против бюджета – это и голосование против пунктов по обороне и безопасности. Это может быть расценено как подрыв авторитета государства. Во-вторых, попытка выйти из своей электоральной ниши, а это тоже становится если не допустимым, то нежелательным поведением», – подчеркнул он. Кроме того, сами партии не надеются всерьез на принятие собственных альтернативных бюджетов, а значит, и голосовать против большого смысла нет. Можно оказаться и за пределами консенсуса и при этом ничего от этого не приобрести. →
Угледобывающая индустрия продолжает погружаться в полномасштабный кризис. Шахты закрываются, шахтерам не платят зарплату, само полезное ископаемое перестает пользоваться спросом. Не повторится ли история с выходом отчаявшихся работяг на Горбатый мост у Белого дома?
Комментарий Алексея Макаркина:
«Шахтеры могут «греметь касками», когда они сильны, как это было в Англии при Маргарет Тэтчер, как это было в 1989 году в Советском Союзе, – комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Но тогда роль отрасли и возможности ее представителей были совсем другими». →
Руководство фракции «Единая Россия» в начале минувшей недели встретилось с депутатами и предложило им подумать о том, планируют ли они пойти в новый, IX созыв. А тем, кто на выборы не пойдет, пообещали найти новую работу.
Комментарий Ростислава Туровского:
Практика показывает, что системных решений по поводу трудоустройства не бывает, только сильнейшим удается найти себе «запасные аэродромы, не потеряв во влиянии», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
Но впереди голосование за бюджет. Первый кабинет Лекорню просуществовал сутки и рухнул по двум причинам. Во-первых, стало ясно, что ему сразу же будет объявлен вотум недоверия. Во-вторых, вспыхнули разногласия между макроновцем Лекорню и одним из ключевых министров – главой МВД и лидером «Республиканцев» Брюно Ретайо. Назначение министром обороны макроновца Брюно Ле Мэра вызвало неприятие Ретайо, так как Ле Мэр долгое время руководил французской экономикой, оказавшейся в ситуации бюджетного кризиса.
Комментарий Алексея Макаркина:
После отставки Лекорню у Макрона было несколько вариантов действий, но все плохие. Можно было распустить парламент с последующим усилением позиций «Национального объединения». Еще один вариант – назначение премьером Жордана Барделла – был бы капитуляцией перед «Национальным объединением». Вариант собственной отставки Макрон не рассматривал – это был бы полный крах. →
Волна «революции зуммеров» – молодых людей в возрасте меньше 25 лет (тех, кто родился с 1995 по 2012 годы) докатилась до Перу. До этого были Непал и Мадагаскар. Теперь массовые протесты поколения Z охватили страну в Южной Америке. В претензиях к власти у них ничего нового нет: пенсионная реформа, коррупция, обогащение элиты. Зуммеры активно используют для организации протестов современные средства коммуникации, в том числе соцсети и другие цифровые платформы. В Непале ответственность за акции протеста взяла на себя не партия или политическое движение, а молодежная организация Generation Z (»Поколение Z»). Нечто подобное происходит и в Перу. Чего от этого тренда социальных протестов ждать в ближайшем будущем? И кто запустил эту волну? Ситуацию для «МК» прокомментировал политолог Алексей Макаркин.
Комментарий Алексея Макаркина:
– Алексей Владимирович, «революции зуммеров» инспирированы кем-то? →
Федеральная кампания 2026 года скорее всего будет сопровождаться максимальным переходом выборов в цифровой формат. Как выяснила «НГ», КПРФ – главный противник дистанционного электронного голосования (ДЭГ), видимо, лишь немного смягчит свое негативное отношение. Коммунисты ДЭГ по-прежнему не доверяют, но скажут избирателям, что лучше голосовать онлайн, чем не ходить на выборы. На корректировку позиции, похоже, повлияет и исследование аномалий оппозиционного волеизъявления в ДЭГ этого года. Пока каких-то определенных выводов в КПРФ не делают, возможно, чтобы не признавать наличия в федеральной платформе ДЭГ признаков объективности.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Вручную модерировать такую систему как федеральная платформа ДЭГ было бы слишком сложно. При этом админресурс вообще плохо делится, его нельзя отдать нескольким кандидатам или партиям. Он всегда рассчитан на одного кандидата или одну партию. Потому-то и мечты некоторых политиков «о второй партии власти» или «о второй ноге власти» оказались несбыточными». По его мнению, указания типа «где-то повысить результаты губернатору, а где-то – понизить» слишком сложны для исполнителей, система лучше воспринимает максимально простые указания. Так что повышенное местами голосование за оппозицию через ДЭГ как раз и говорит в пользу объективности электронных выборов. Кстати, как и более активное голосование за власть, что тоже традиционно для ДЭГ. →