07/09/2017
В отношении чиновников, которые не будут выполнять программы по развитию дальневосточного региона, будут приняты соответствующие меры. Такое заявление сделал президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета во Владивостоке 6 сентября. Он также подчеркнул, что возникает ощущение, будто в регионе «мало что делается».
Комментарий Алексея Макаркина:
Если вспомнить общероссийский патриотический урок, проходивший в школах 1 сентября, то одной из рекомендованных тем для него был как раз «Дальневосточный гектар», который предоставляется гражданам, желающим туда переехать и работать на земле. То есть тема Дальнего Востока, думаю, все-таки выходит за рамки выборов.
Хотя и предвыборные интересы здесь, конечно, есть, и выборный контекст я бы связывал с голосованием на Дальнем Востоке - оно там достаточно непростое. Там протестные настроения выше, чем в Центральной России, а настроения эти традиционно выражаются в голосовании за ЛДПР. Но все-таки это голосование для власти неопасно. Хотя, с другой стороны, это будут все-таки президентские выборы, и на них надо максимизировать результат. Поэтому, конечно, это был сигнал и избирателям Дальнего Востока, и элитам Дальнего Востока. Но повторю: думаю, что дело тут не только в выборах, потому что там есть реальная проблема.
По Дальнему Востоку уже много решений принято, об этом много говорилось. Какие факторы здесь стоит упомянуть? Во-первых, идея реконструкции Владивостока к форму АТЭС (а сейчас - к Восточному форуму) все-таки продиктована желанием превратить Владивосток в один из экономических центров Дальнего Востока и даже - в один из мировых экономических центров. Но для того, чтобы создать экономический и финансовый центр, чтобы привлечь туда крупных игроков, нужны многовековые, уже устоявшиеся правила. Как в Гонконге, например, где до сих пор существуют британские традиции - они сохранились даже с переходом Гонконга под юрисдикцию Китая, и если в политике Китай контролирует ситуацию в Гонконге, то в экономике там все осталось максимально близко к прежнему. Китайцы оценили преимущества этой территории. Ну, и можно еще вспомнить пример Сингапура.
Словом, главное там - создание среды, среды, которая была бы крайне благоприятной, привлекала бы. Причем привлекала бы даже в условиях даже достаточно серьезной конкуренции с территорией, где с этой средой уже все понятно, предсказуемо и нет никаких проблем для экономического игрока, который туда хотел бы прийти. Так что здесь все очень непросто - делать приходится с нуля, делать приходится в совсем другой среде. А это приводит к тому, большие планы типа «Сейчас мы дадим импульс к развитию территории!» оказываются под вопросом.
Что касается промышленного развития региона, то там рядом под боком находится Южная Корея, и Япония, и Китай. А это тоже очень сильная конкуренция. Китай вообще в мире воспринимается как такая мастерская для ширпотреба в самом широком смысле, включая электронику. И если корабли надо делать, обращаются к Южной Корее. И если говорить о рынке, то тут ситуация непростая. Конечно, понятны аналоги - ХIХ век, Транссиб, Витте, который говорил о необходимости развития Дальнего Востока и много для этого делал. Но тогда конкуренция была не такой - тогда была военно-политическая конкуренция, которая привела к Русско-японской войне.
Сейчас военно-политической конкуренции в этом смысле нет, если не брать тему Северной Кореи, которая - дело абсолютно особое и к экономике отношения не имеет. Но экономическая конкуренция, как мы видим, зашкаливает. Когда речь идет о промышленном центре, о финансовом центре, то уже есть территории, где все это развито, уже есть инфраструктура, есть известные правила игры, есть уже устоявшиеся клиенты. Поэтому здесь, даже если не брать тему коррупции, тему бюрократии и всех прочих проблем, с которыми сталкиваются и на которые жалуются инвесторы. Да даже если просто сказать о том, какая в регионе ситуация, то понятно станет, что экономические игроки стремятся туда, где они уже знают чего ждать. Где знают правила, где для них есть база.
Ну, и если говорить об историческом опыте, надо упомянуть, что при царе шло переселение в Сибирь. Происходило это во вполне конкретных экономических условиях, когда в центре страны было перенаселение, не хватало земли, и люди ехали, были готовы рискнуть. Кто-то преуспевал, кто-то разорялся и возвращался обратно, но в целом люди готовы были ехать на новые земли - потому что на старых настолько увеличилось количество населения, что земель просто не хватало. Сейчас же, если говорить о «Дальневосточном гектаре», ситуация прямо противоположная: в центре страны нет никакого перенаселения (кроме Москвы, разумеется, но в Москву и так все стремятся), наоборот - огромное количество деревень в Нечерноземье заброшено, многие уже и с географических карт исчезли. Так что какого-то стимула, как был тогда, махнуть рукой на все и перебраться туда, уже нет. Это все уже неактуально.
Поэтому все говорит о том, что, конечно, регион развивать необходимо - в том числе и из-за корейского фактора, который представляет собой и возможность для развития, и долгосрочный риск - с учетом слабости России, о которой мы говорили. Ну, что делать? Все равно развивать регион необходимо, и необходимо снижать издержки, создавать для инвесторов благоприятные условия. Просто надо понимать пределы возможного, а пределы возможного здесь, в общем, не такие большие, как, может быть, ожидалось и хотелось.
Нет, без иностранных инвесторов не получится - не случайно же их приглашают, заманивают. Ну, а как без них обойтись? Допустим, проблемы можно решать административными методами, но так далеко не уйдешь. Все равно: если инвестор получает больше прибыли в уже знакомых ему районах, то он не будет приходить в малознакомый, не станет рисковать. То есть если крупный российский инвестор работает в Центральной России, где-нибудь в Москве, в средней полосе, то он не будет уходить на Дальний Восток.
Дальний Восток может заинтересовать часть иностранных инвесторов - но, опять-таки, со всеми теми ограничениями, о которых я сказал. Однако зарубежных инвесторов все равно надо приглашать, да и отечественным предпринимателям, работающим в регионе, надо создавать условия для работы. Но это уже, скорее, проблема не чисто региональная, а общая.
На Дальнем Востоке вообще многие проблемы носят общий для страны характер - связанные с коррупцией, например. Это ведь не только проблема Дальнего Востока! Просто возможно, что в удаленных от Москвы регионах это ощущается еще сильнее. Но проблема все же общая.
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →
Власти 27 ноября объявят о старте конкурса «Лидеры России. Политика», приуроченного к выборам в Госдуму 2026 г. Впервые такой проект проводился в 2020 г. перед парламентскими выборами 2021 г. О запуске проекта «Ведомостям» сказали три собеседника, близких к администрации президента. По словам одного из них, такой проект является «социальным лифтом», который дает возможности в том числе для будущих кандидатов в депутаты Госдумы 2026 г. Проект реализуется по поручению главы государства «с целью выявления перспективных общественно-политических лидеров, обладающих необходимыми знаниями, навыками и мотивацией к общественно-политической работе, для их дальнейшего обучения, развития в среде единомышленников и погружения в современную политическую среду».
Комментарий Ростислава Туровского:
Конкурс «Лидеры России» традиционно оказывает влияние на обновление и ротацию в элите, хотя в последнее время больше на слуху новые образовательные программы, такие как «Время героев», говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Но прежний конкурс сохраняет свою нишу. Судя по таймингу, он задумывается в рамках подготовки к кампании 2026 г., чтобы повлиять на отбор кандидатов». →
За несколько дней Минюст отказал в регистрации уже двум новым партиям. Ошибки в документах были найдены у «Рассвета», который возглавляет Екатерина Дунцова (признана в РФ иноагентом). Ранее ту же претензию предъявили Партии любителей пива (ПЛП) Константина Калачева. Эти политструктуры между собой сильно различаются, но власть привела их к общему знаменателю. В кампаниях 2025 года они участвовать не смогут, а значит, теряют шанс выйти на выборы Госдумы – 2026. Минюст уже прореживает и ряды действующих партий, ликвидируя именно электоральных неудачников.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ», что «сейчас торжествуют и консервативный, и охранительский сценарий». Под последний как раз подпала партия «Рассвет», а жертвой консервативного стала ПЛП. →
Две партии объявили о том, что продолжают свою деятельность в сфере политического образования. В Федеральной партийной школе (ФПШ) «Яблока» прошел четвертый набор, в Центре политической учебы (ЦПУ) ЦК КПРФ собрался 57-й поток. Основные отличия этих образовательных структур в том, что яблочники предлагают как партактивистам, так и сочувствующим практические знания, а коммунисты проводят именно с членами партии занятия более идеологизированные.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Партшколы всегда имеют идеологический оттенок, даже если партия делает упор на деятельность в качестве электоральной машины. Потому что тогда проще проводить курсы политтехнологов для активистов, а не выстраивать партучебу». Эксперт подчеркнул, что есть партшколы, куда отбор происходит по идеологическому признаку, а есть и такие, где важнее признак просто лояльности к этой партии. «Хотя жесткого разделения сейчас нет, везде учитываются оба фактора, где-то побольше, где-то поменьше. Например, и КПРФ, и «Яблоко» – это партии, которые фактически одни на своем политическом фланге. Так что КПРФ не берет на учебу тех левых, которые критично к ней относятся, а в «Яблоке» отказывают по идеологическим основаниям. Но везде студентов отбирают по принципу «своих людей», – подчеркнул Макаркина. При этом говорить об эффективности тех или иных партшкол можно только из того, какие перед партией стоят задачи. Так что эффективными могут быть и идеологические, и электоральные проекты. →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - о предложении Дональда Трампа назначить министром финансов Скотта Бессента.
Комментарий Алексея Макаркина:
Важный момент – серьезность Трампа в выборе министра финансов. Обсуждения продолжались достаточно долго (по нынешним трамповским меркам) и выбор был сделан в пользу самого системного из реальных кандидатов. То есть Трамп может эпатировать элиты спорными кандидатурами, но когда речь идет о деньгах, он далек от всякого эпатажа. И в ходе своего первого срока активно тасовал министров, но не трогал Минфин, который все четыре года возглавлял Стивен Мнучин. →
На митинг 24 ноября в Якутске вышло не более 50 человек с протестом против решения отменить право граждан самим избирать мэра региональной столицы. Пока Республика Саха остается одним из четырех субъектов РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, где такие выборы сохранялись. Но скоро данная аномалия, видимо, будет везде ликвидирована. Среди населения прямые выборы, похоже, уже не имеют поддержки, что показала и нынешняя акция. А федеральный Центр, очевидно, негативно воспринимает все то, что противоречит единой системе публичной власти.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил «НГ»: «Видимо, власти города заранее предполагали, что яблочный митинг будет с небольшим числом участников. В отличие, например, от митингов левых, куда часто приходит много пенсионеров и тех, кто ностальгирует по советским временам. Поэтому, с одной стороны, продемонстрирована демократичность, а с другой – показан маргинальный характер мероприятия». А когда затем еще задержали и лидера «Яблока», то, по его словам, «по советской традиции показали, что шаг влево или вправо от дозволенного места недопустим». →
Политический кризис в Абхазии подошел к концу. Однако, по мнению политолога Алексея Макаркина, новым властям снова придется столкнуться с трудностями
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин выразил свое мнение по поводу этой ситуации, сообщает РИА Новости. →
Кризис в Абхазии, разгоревшийся в конце прошлой недели, похоже, разрешился. Президент Аслан Бжания уходит в отставку. Протестующие покинули занятые ранее госучреждения. О том, что произойдет в закавказской республике в ближайшем будущем, – в материале РИА Новости.
Комментарий Алексея Макаркина:
До окончания мандата Бжании и так оставались считаные месяцы, отметил в беседе с РИА Новости вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Так что досрочные выборы – не такая уж острая проблема. →
Президент Республики Абхазия Аслан Бжания по итогам переговоров власти и оппозиции подал в отставку.
Комментарий Алексея Макаркина:
Нынешние протесты в Абхазии – это отголоски событий тридцатилетней давности времен грузино-абхазской войны 1991-92 годов. Такое мнение в беседе с «Сапой» высказал вице-президент Центра политических технологий, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. →