19/06/2017
Решать вопрос Донбасса не военным, а мирным путем, прекратив силовую операцию в регионе и стараясь сделать Украину привлекательной для жителей ДНР и ЛНР намерен Киев. Как утверждают СМИ, именно такой план украинские власти выдвинули незадолго до поездки президента Украины Виктора Порошенко в США.
Комментарий Георгия Чижова:
Прежде всего, надо понимать, что есть «красные линии», которые украинская сторона не может перейти в этом вопросе. Первая из них (за которую, может, в принципе и могла бы зайти высшая украинская власть), - это признание особого статуса территорий, которые ей неподконтрольны. Но провести это в виде изменений в Конституцию, а по большому счету это - изменения именно такого уровня, будет очень трудно, если не невозможно. Потому что в Верховной Раде не получится собрать нужно количество голосов в поддержку этой идеи. Другое дело - изменение правового статуса АТО, антитеррористической операции. Действительно, можно прекратить АТО, которая с самого начала называлась достаточно странно (это была, похоже, калька с российских политических реалий, где любую силовую операцию уже довольно давно стало принято стало называть контртеррористической или антитеррористической), если придать вооруженный борьбе, которая идет на востоке Украины против сепаратистов, какой-то другой статус. Ну, в частности, тогда можно было бы ввести и военное положение, о котором пишут СМИ.
Конечно, Украине еще предстоит определиться, воюет она с сепаратистами или с Россией. Это все тоже довольно сложно, и тоже может вызвать очень большие дебаты и очень серьезные конфликты.
Что значит «реинтеграция» в этом ключе? Если исходить из Минских соглашений, то, как мы помним, требовалась известная последовательность действий. Это - прекращение огня, разведение враждующих сторон, проведение выборов, амнистия и установление контроля над границей. Российская сторона и непризнанные республики считают, что именно в таком порядке все и должно происходить, тогда как украинская сторона говорит, что сначала нужно восстановление контроля над границей, разоружение незаконных вооруженных формирований, а затем уже проводить выборы. Ну, в нагрузку еще - хорошо бы возможность для украинских политических партий вести агитацию, но это уже мелочи. Словом, тут стороны зашли в тупик, и мы это уже обсуждали.
Так вот, сейчас европейцы, насколько мне известно, предлагают Украине другой порядок действий. Украина, со своей стороны, по их мнению, должна объявить о проведении выборов, но сами выборы не состоятся до того момента, пока Киеву не будет возвращен контроль над границей, обеспечена безопасность избирательных участков, возможность проведения избирательных кампаний, и так далее. То есть от Украины требуется как бы символических шаг: само назначение выборов и все-таки признание какого-то особого статуса за этими территориями.
На этот символический шаг Украина, если бы она управлялась одним человеком, теоретически могла бы пойти - под гарантии европейцев, что дальше те будут давить уже на Россию, требуя от нее вывести каких-то военных (пусть даже Россия всегда говорит, что их там нет), соблюдать контроль над границей. Словом, я думаю, президент Порошенко мог бы на такой шаг пойти, если бы для этого не требовалось парламентское большинство. А вот его получение, как мы уже говорили, представляется малореальным.
В этом и есть суть тупика, который мы с этой ситуации имеем, и будут идеи, как можно из этого тупика выйти, это может стать началом определенного прорыва. Но хотелось бы увидеть, насколько революционны готовящиеся, как пишут газеты, предложения.
Что касается смены статуса с АТО на военное положение, то это, по-моему, просто логично. Единственное, что тут надо внимательно читать законодательные акты про военное положение: может ли оно действовать на части страны и не затрагивать все остальное? Потому что, конечно, переходить полностью на военное положение Украине сейчас не имеет никакого смысла: в стране в целом идет экономический рост, появляются какие-то инвестиции. Собственно, Украина сейчас может быть достаточно успешной, продолжая развиваться как мирная демократическая страна, а не как воюющая.
Что же до идеи ввести для жителей ДНР и ЛНР ряд льгот и послаблений, а также упростить порядок получения ими украинских пенсий, и идеи наладить торговлю между этими территориями и подконтрольными Киеву частями Украины, о которых говорят источники СМИ, то это, думаю, было бы очень неплохо. Это было бы и правильно, и справедливо. Другой вопрос - что прежде Украина называла условием для возобновления торговли отказ от введения внешнего управления на украинских предприятиях, которые существуют в Донбассе - и на которых это управление, как вы помните, все же было введено. Но, возможно, теперь к этой идее прислушаются.
Очень важным фактором для того, чтобы повысить привлекательность Украины для жителей неподконтрольных Киеву территорий, главным образом, думаю, стала бы возможность просто рассказывать им, что происходит на Украине. Потому что экономически сейчас хотя и украинцы живут не блестяще, но жители неподконтрольных Киеву территорий живут еще хуже. Однако их удерживает от возврата к Украине то, что им рассказывают про бандеровцев, еще про какие-то страшные вещи.
Если бы украинские СМИ хотя бы получили возможность доступа к этой аудитории, это могло бы помочь. Но второй вопрос - это что там должны бы действовать очень профессиональные журналисты и государственные пропагандисты, они должны быть убедительными, чтобы их слушали и воспринимали. А государственная пропаганда на Украине пока не очень сильна. Ну, в одной стороны в стране практически все значимые СМИ находятся в частных руках, а Министерство государственной пропаганды, созданное несколько лет назад до сих пор оставляет желать лучшего.
Но думаю, пришел момент, когда украинская сторона должна сделать какие-то шаги по выполнению Минских соглашений, потому что этого требует Запад. И, думаю, украинская сторона попытается это сделать как-то разумно, чтобы «мяч перешел на российскую сторону» и Запада давил уже на Россию.
Европа пытается сжать кольцо блокады вокруг Калининграда Государственная группа «Литовские железные дороги» (LTG) объявила о том, что с 21 ноября прекращает транзит в Калининград нефтепродуктов компаний «Лукойл» и «Роснефть». Эта дата «удивительно» согласуется с недавно введенными против наших нефтедобытчиков санкциями со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Что же заставляет прибалтийские республики бежать впереди паровоза и как им готова ответить Россия?
Комментарий Алексея Макаркина:
Но все-таки политическая составляющая в литовской провокации преобладает над экономической? – Конечно, – уверен политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, – мы возим нефть в Калининградскую область по большей части танкерами из той же Усть-Луги. Но иногда ведь для разного рода экономических маневров важна и многовариантность таких поставок. Что-то можно доставлять в наш анклав по суше, что-то по морю. Тем более что и морской путь становится ввиду нарастающей напряженности все более непредсказуем. →
Госдума 11 ноября единогласно согласилась с представлением генпрокурора РФ лишить неприкосновенности депутата из «Единой России» Анатолия Вороновского и возбудить против него дело о взятке. Для разговора об уголовном преследовании первого за всю историю единоросса на Охотный Ряд прибыл глава ведомства Александр Гуцан. Он просил разрешить еще и задержать Вороновского, взяв его под стражу, провести обыски в его жилище и офисе. Однако в одобренном ГД постановлении такие процессуальные действия не обозначены.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Депутатское сообщество – это своего рода корпорация, когда публичная часть заканчивается, важнее становится принцип солидарности. Такие горизонтальные связи среди депутатов есть во многих странах, они помогают проводить какие-то законы, принимать решения. И у нас в 90-е и начало 2000-х годов по этой же причине не давали снимать неприкосновенность даже с самых одиозных депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях». Те времена давно позади, уверен Макаркин, хотя и сейчас «депутаты тоже прекрасно все понимают: сегодня снимают неприкосновенность с депутата другой фракции, а завтра – с твоего однопартийца или тебя». →
Политолог Макаркин: лучше бы митрополит Нестор, который в совершенстве освоил «покер», играл в шахматы. Ничто человеческое оказалось не чуждо митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору. Причина, по которой он был снят должности распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отстранен от управления Патриаршим экзархатом Западной Европы, а также Корсунской, Испанско-Португальской епархиями и приходами Московского патриархата в Италии, пока не прямо называется.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Алексей Владимирович, какое у вас ощущение, в церковной среде это история типичная или исключительный случай? →
Впервые за шесть лет КПРФ провела 7 ноября массу настоящих демонстраций и митингов. Прежде партия ограничивалась автопробегами с красными знаменами, встречами с депутатами и иными незначительными форматами. Но в этот раз запретов коммунистам выходить на улицы в регионах почти и не было. При этом официальная социология вдруг стала показывать, что КПРФ теперь уже и не отстает от ЛДПР. Эксперты «НГ» связали такие изменения прежде всего с предстоящими выборами в Госдуму, которые будут проходить на фоне как внутриполитических, так и внешних обстоятельств разного рода.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Организовывать настоящие многотысячные митинги и демонстрации коммунисты могли в прошлом. Сейчас на разрешенных акциях народу гораздо меньше, хотя партийные ресурсы, разумеется, пытаются их масштабировать. Но власти понимают, что пик поддержки этой партии позади, недаром чаще всего о празднике 7 ноября вспоминают все-таки старшевозрастные группы населения». Да и нынешние акции КПРФ не противоречат внутриполитическому и, главное, внешнеполитическому курсу Кремля, напомнил он. Кроме того, грядут выборы, а куда деваться протестному избирателю? «Так или иначе КПРФ будет с ним работать. И пусть лучше тот уходит к левым, чем к несистемщикам», – заметил эксперт. →
Победа Зохрана Мамдани показывает, насколько левой становится Демократическая партия – новые поколения демократов уже не боятся социалистических идей. Но, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, примеры из американской истории показывают, что такой радикализм может отпугнуть умеренных избирателей.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой В США прошли внеочередные выборы, на которых победили демократы. Впрочем, в ходе такого голосования часто побеждает оппозиция – как и на промежуточных выборах, проходящих в середине президентского срока. Это можно назвать «выборами гнева», когда приоритетной мотивацией избирателя является недовольство курсом президента. →
Власти обсуждают задачу, которую могут поставить регионам на выборах в Госдуму 2026 г. В частности, в качестве оптимального результата для «Единой России» рассматривают не менее 55% голосов, отданных за нее по спискам при явке от 55%. Об этом «Ведомостям» сказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП). Такую формулу должны будут донести до вице-губернаторов по внутренней политике на семинаре в «Сенеже». Его дата пока не определена – скорее всего, до конца года он уже не состоится, а пройдет в первых месяцах 2026 г. Всего же «Единая Россия» должна взять не меньше 325 мандатов, говорит один из источников.
Комментарий Ростислава Туровского:
Федеральные установки являются сравнительно скромными и сдержанными, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, а регионы их часто превосходят, в том числе соревнуясь друг с другом. «Ставка на повышение явки [по сравнению с выборами 2021 г.] была ожидаемой – она оправданна тем, что опирается на тезис о консолидации общества вокруг власти. Но с ней могут быть связаны и риски, если, например, социально-экономическая ситуация перед выборами будет ухудшаться», – сказал Туровский. Главной целью, судя по всему, является достижение «Единой Россией» конституционного большинства, и со значительным запасом, заключил он. →
На Украине приступили к рассмотрению дела Киевской митрополии УПЦ. Финальный акт истории о запрете самой большой конфессии в стране начался довольно непредсказуемо. Одних это порадовало, других расстроило. А третьих не на шутку рассердило.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой реверанс в сторону УПЦ не связан со сменой политического климата. «Далеко не всегда удовлетворение ходатайства означает принятие решения в пользу соответствующей стороны. В данном случае – Киевской митрополии. Нередко происходит обратное», – пояснил он. →
В России в ближайшее время будут организованы общественные работы для повышения занятости молодежи. Эта инициатива принадлежит партии «Единая Россия», которую представил Юрий Шувалов на встрече с руководством молодежного движения «Российские студенческие отряды».
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако, по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, бедственные меры, такие как общественные работы, сейчас не актуальны для России, так как кризис в первую очередь затрагивает квалифицированных специалистов, которым предлагают низкоквалифицированные должности в рамках этих программ. →
Только одна выиграла, а другая проиграла.
Комментарий Алексея Макаркина:
На парламентских выборах в Нидерландах минимальный избирательный барьер – 0,67%. Отсюда крайняя фрагментированность состава парламента – после нынешних выборов в нем будет 15 партий. С этим связана сложность формирования правительственных коалиций. Также в Нидерландах практически нет «полезного» или «стратегического» голосования – когда избиратели голосуют не за самую близкую им партию, а за наиболее привлекательную из проходных. Даже аутсайдер с 1-2% голосов может получить от 1 до 3 депутатских мест. →
Несколько лет назад никому неизвестная «Русская община» выросла в федеральную сеть с идеологами, дружинниками и отделениями в регионах России. Как и для чего она устроена, как работают связи с РПЦ и силовиками – в статье РБК.
Комментарий Алексея Макаркина:
Националистические объединения прошлых лет были оппозиционными, их участники критиковали власть, ходили на протестные акции и «Русские марши», сотрудничали с политиками с других флангов, «Русская община» оппозиционной не является – это одно из главных отличий организации от предшественников, сказал РБК первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Оппозиционность националистов была вынужденной, потому что власть не привлекала к себе эти силы, а четко исходила из того, что Россия многонациональная страна, а националистические движения и акции неприемлемы, продолжает Макаркин. →