04/04/2024
3 апреля пятый раз Михаил Мишустин отчитывался о деятельности Правительства в Государственной думе. В пятом отчете – и в дискуссии, развернувшейся после доклада премьера - многое прозвучало не в первый раз – и о том, насколько эффективно это правительство управляло противодействием пандемии Ковида, и как успешно правительство справилось с адаптацией экономики и, шире, всей жизни страны к беспрецедентному санкционному давлению. Резюмировал эти повторы – в последнем на этом заседании выступлении - многоопытный депутат Андрей Макаров: «отчет Правительства позволил увидеть, как много сделано».
Комментарий Бориса Макаренко:
Было ли в отчете что-то принципиально новое – кроме, разумеется, актуальных цифр и фактов функционирования экономики страны и работы исполнительной власти: высокие – 3,6% темпы роста ВВП, еще более впечатляющие – в обрабатывающей промышленности, выход на объем внешней торговли не ниже, чем четыре года назад (естественно, при изменившейся географии товарных потоков), многочисленные и работающие механизмы социальной поддержки граждан, семей с детьми и многое другое? Осмелюсь выделить в качестве нового то, что ключевым в работе Правительства становится повышение качества государственного управления. Дело не только в том, что премьер в начале своего выступления обозначил это в качестве одной из двух главных задач в работе кабинета – наряду с выполнением программы социально-экономического развития. Проблема гораздо шире.
Я давно – не без тревоги -следил за наблюдавшимся в российской власти разрывом между тем, что по-английски называется politics и policy - принятием ключевых политических решений и управлением их претворением в жизнь. Причины такого явления сложны и многоплановы, но одна из важнейших – недостаточное качество машины государственного управления, неспособной решать эти задачи так, чтобы достигались их политические цели. И как раз правительство Мишустина последовательно работает над решением этой проблемы. Потому что задачи перед страной встают все более масштабные – премьер многократно ссылался на поставленные Президентом В.Путиным долгосрочные цели развития и национальные проекты. Без качественного управления их не решить, и это стало бы уже не управленческой, а политической проблемой.
Простейший пример – цифровизация управления – давно признанная «фирменным стилем» Михаила Мишустина. Но «цифра» для него – не самоцель, а мощный, эффективный и современный инструмент управления. Цифровизация помогает и «узнать страну» - получить небывалые объемы информации о том, что в ней происходит, и эффективно использовать эту информацию для решения сложнейших управленческих задач. Проявления этой цифровизации – и в создании современного Координационного центра Правительства (восторженные отзывы о котором звучали в выступлениях депутатов), и запуск «социального казначейства» - системы назначения и выплаты многочисленных социальных пособий максимально удобным для получателей способом. Это и выверенное, но неуклонно реализуемое «смещение акцентов» (цитата из выступления премьера) от проверок бизнесов к «профилактике», «риск-ориентируемому подходу» к контролю за его деятельностью – именно цифровые механизмы позволяют сделать такой контроль действенным. Для чего это нужно? А, как сказал премьер, чтобы у бизнеса «настроение было хорошее» - иными словами, чтобы в стране сложился благоприятный для инвестиций климат.
Дают ли плоды эти усилия по повышению эффективности? Судить надо по достигнутым результатам – и в экономике, и в уровне и качестве жизни людей, а по этому поводу в думском обсуждении звучало куда больше позитива, чем критики, хотя и ее было немало. Что естественно: Дума – народные избранники – это – еще одно выражение премьера – «обратная связь с народом». А это – еще одна и вполне здоровая увязка политики и управления.
Напомним: ежегодные отчеты правительства на Охотном ряду были не всегда – они введены поправкой в Конституцию от 2008 года – до этого такой формы «обратной связи» - регулярного прямого общения премьера с депутатами – просто не было. Напомним и еще одну поправку в Конституцию – уже от 2020 года: Дума получила право назначать членов правительства (кроме министров «силового блока»). И уже в мае нынешнего года – после инаугурации – Президент представит Думе кандидата в премьер-министры на новый срок, и Думе предстоит утверждать и его, и членов его кабинета.
Поэтому стоит обратить внимание: комментируя выступление М.Мишустина, спикер Госдумы В.Володин начал с того, что сложился «другой формат работы Думы с Правительством», более конструктивный и содержательный, а потому – более плодотворный. Это произошло, позволим себе развить эту мысль, и потому что вырос масштаб задач, актуальность решения которых осознается как Правительством, так и всеми фракциями Думы, но и потому, что становлению такого конструктива способствует деловой, серьезный и хорошо проработанный подход правительственной команды – порожденный установкой на качественное управление как единственно возможный способ решения политических задач.
Европа пытается сжать кольцо блокады вокруг Калининграда Государственная группа «Литовские железные дороги» (LTG) объявила о том, что с 21 ноября прекращает транзит в Калининград нефтепродуктов компаний «Лукойл» и «Роснефть». Эта дата «удивительно» согласуется с недавно введенными против наших нефтедобытчиков санкциями со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Что же заставляет прибалтийские республики бежать впереди паровоза и как им готова ответить Россия?
Комментарий Алексея Макаркина:
Но все-таки политическая составляющая в литовской провокации преобладает над экономической? – Конечно, – уверен политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, – мы возим нефть в Калининградскую область по большей части танкерами из той же Усть-Луги. Но иногда ведь для разного рода экономических маневров важна и многовариантность таких поставок. Что-то можно доставлять в наш анклав по суше, что-то по морю. Тем более что и морской путь становится ввиду нарастающей напряженности все более непредсказуем. →
Госдума 11 ноября единогласно согласилась с представлением генпрокурора РФ лишить неприкосновенности депутата из «Единой России» Анатолия Вороновского и возбудить против него дело о взятке. Для разговора об уголовном преследовании первого за всю историю единоросса на Охотный Ряд прибыл глава ведомства Александр Гуцан. Он просил разрешить еще и задержать Вороновского, взяв его под стражу, провести обыски в его жилище и офисе. Однако в одобренном ГД постановлении такие процессуальные действия не обозначены.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Депутатское сообщество – это своего рода корпорация, когда публичная часть заканчивается, важнее становится принцип солидарности. Такие горизонтальные связи среди депутатов есть во многих странах, они помогают проводить какие-то законы, принимать решения. И у нас в 90-е и начало 2000-х годов по этой же причине не давали снимать неприкосновенность даже с самых одиозных депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях». Те времена давно позади, уверен Макаркин, хотя и сейчас «депутаты тоже прекрасно все понимают: сегодня снимают неприкосновенность с депутата другой фракции, а завтра – с твоего однопартийца или тебя». →
Политолог Макаркин: лучше бы митрополит Нестор, который в совершенстве освоил «покер», играл в шахматы. Ничто человеческое оказалось не чуждо митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору. Причина, по которой он был снят должности распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отстранен от управления Патриаршим экзархатом Западной Европы, а также Корсунской, Испанско-Португальской епархиями и приходами Московского патриархата в Италии, пока не прямо называется.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Алексей Владимирович, какое у вас ощущение, в церковной среде это история типичная или исключительный случай? →
Впервые за шесть лет КПРФ провела 7 ноября массу настоящих демонстраций и митингов. Прежде партия ограничивалась автопробегами с красными знаменами, встречами с депутатами и иными незначительными форматами. Но в этот раз запретов коммунистам выходить на улицы в регионах почти и не было. При этом официальная социология вдруг стала показывать, что КПРФ теперь уже и не отстает от ЛДПР. Эксперты «НГ» связали такие изменения прежде всего с предстоящими выборами в Госдуму, которые будут проходить на фоне как внутриполитических, так и внешних обстоятельств разного рода.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Организовывать настоящие многотысячные митинги и демонстрации коммунисты могли в прошлом. Сейчас на разрешенных акциях народу гораздо меньше, хотя партийные ресурсы, разумеется, пытаются их масштабировать. Но власти понимают, что пик поддержки этой партии позади, недаром чаще всего о празднике 7 ноября вспоминают все-таки старшевозрастные группы населения». Да и нынешние акции КПРФ не противоречат внутриполитическому и, главное, внешнеполитическому курсу Кремля, напомнил он. Кроме того, грядут выборы, а куда деваться протестному избирателю? «Так или иначе КПРФ будет с ним работать. И пусть лучше тот уходит к левым, чем к несистемщикам», – заметил эксперт. →
Победа Зохрана Мамдани показывает, насколько левой становится Демократическая партия – новые поколения демократов уже не боятся социалистических идей. Но, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, примеры из американской истории показывают, что такой радикализм может отпугнуть умеренных избирателей.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой В США прошли внеочередные выборы, на которых победили демократы. Впрочем, в ходе такого голосования часто побеждает оппозиция – как и на промежуточных выборах, проходящих в середине президентского срока. Это можно назвать «выборами гнева», когда приоритетной мотивацией избирателя является недовольство курсом президента. →
Власти обсуждают задачу, которую могут поставить регионам на выборах в Госдуму 2026 г. В частности, в качестве оптимального результата для «Единой России» рассматривают не менее 55% голосов, отданных за нее по спискам при явке от 55%. Об этом «Ведомостям» сказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП). Такую формулу должны будут донести до вице-губернаторов по внутренней политике на семинаре в «Сенеже». Его дата пока не определена – скорее всего, до конца года он уже не состоится, а пройдет в первых месяцах 2026 г. Всего же «Единая Россия» должна взять не меньше 325 мандатов, говорит один из источников.
Комментарий Ростислава Туровского:
Федеральные установки являются сравнительно скромными и сдержанными, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, а регионы их часто превосходят, в том числе соревнуясь друг с другом. «Ставка на повышение явки [по сравнению с выборами 2021 г.] была ожидаемой – она оправданна тем, что опирается на тезис о консолидации общества вокруг власти. Но с ней могут быть связаны и риски, если, например, социально-экономическая ситуация перед выборами будет ухудшаться», – сказал Туровский. Главной целью, судя по всему, является достижение «Единой Россией» конституционного большинства, и со значительным запасом, заключил он. →
На Украине приступили к рассмотрению дела Киевской митрополии УПЦ. Финальный акт истории о запрете самой большой конфессии в стране начался довольно непредсказуемо. Одних это порадовало, других расстроило. А третьих не на шутку рассердило.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой реверанс в сторону УПЦ не связан со сменой политического климата. «Далеко не всегда удовлетворение ходатайства означает принятие решения в пользу соответствующей стороны. В данном случае – Киевской митрополии. Нередко происходит обратное», – пояснил он. →
В России в ближайшее время будут организованы общественные работы для повышения занятости молодежи. Эта инициатива принадлежит партии «Единая Россия», которую представил Юрий Шувалов на встрече с руководством молодежного движения «Российские студенческие отряды».
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако, по мнению замдиректора Центра политических технологий Алексея Макаркина, бедственные меры, такие как общественные работы, сейчас не актуальны для России, так как кризис в первую очередь затрагивает квалифицированных специалистов, которым предлагают низкоквалифицированные должности в рамках этих программ. →
Только одна выиграла, а другая проиграла.
Комментарий Алексея Макаркина:
На парламентских выборах в Нидерландах минимальный избирательный барьер – 0,67%. Отсюда крайняя фрагментированность состава парламента – после нынешних выборов в нем будет 15 партий. С этим связана сложность формирования правительственных коалиций. Также в Нидерландах практически нет «полезного» или «стратегического» голосования – когда избиратели голосуют не за самую близкую им партию, а за наиболее привлекательную из проходных. Даже аутсайдер с 1-2% голосов может получить от 1 до 3 депутатских мест. →
Несколько лет назад никому неизвестная «Русская община» выросла в федеральную сеть с идеологами, дружинниками и отделениями в регионах России. Как и для чего она устроена, как работают связи с РПЦ и силовиками – в статье РБК.
Комментарий Алексея Макаркина:
Националистические объединения прошлых лет были оппозиционными, их участники критиковали власть, ходили на протестные акции и «Русские марши», сотрудничали с политиками с других флангов, «Русская община» оппозиционной не является – это одно из главных отличий организации от предшественников, сказал РБК первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Оппозиционность националистов была вынужденной, потому что власть не привлекала к себе эти силы, а четко исходила из того, что Россия многонациональная страна, а националистические движения и акции неприемлемы, продолжает Макаркин. →