20/01/2025
За пять лет работы правительства Михаила Мишустина многое изменилось в стране. Менялась и работа кабинета министров. Пятилетие – это та отметка, на которой можно было бы задаться вопросом: а есть ли у этого правительства какие-то постоянные черты - константы - которые характеризуют его стиль, подход к решению сложных и многоплановых задач?
Комментарий Бориса Макаренко:
Начнем с самого очевидного показателя - динамики валового внутреннего продукта. Казалось бы, постоянства нет: за пять лет дважды рост был отрицательным: порядка минус 3% в 2020 году и около минус 1% в 2022 году. Но первый из них – год Ковида-19, когда мировая экономика упала на 4,3%, а большинство экономик «большой двадцатки» - еще сильнее. А второй – год, когда Россия только приспосабливалась жить и работать под жесткими санкциями - в течение того года прогнозировался куда более глубокий спад. Зато в 2021 году рост на 5,9% - удачный «отскок» после пандемийной беды.
В 2023 году - рост 3,6%; когда статистики «досчитают» год 2024, получится что-то около 4%. Таких цифр роста российская экономика не знала с начала прошлого десятилетия. Так что постоянство есть: правительство продемонстрировало умение минимизировать потери, когда обстоятельства были непреодолимы, и стимулировать рост, когда для этого были предпосылки. Добавим: и то, и другое - рыночными, а не мобилизационными инструментами.
Впрочем, к этому мы еще вернемся. При этом в стране рекордно низкая безработица, оптимальный показатель внешнего долга к ВВП (ниже 15%). Это не значит, что нет проблем: высока инфляция, рост производительности труда отстает от роста зарплат, дефицит квалифицированной рабочей силы - но это похоже на «болезни роста», справиться с которыми правительству еще предстоит.
Вторая константа - приверженность стратегическому планированию, которому подчинена практически вся работа правительства. Пять лет назад в основу его работы лег указ президента В. Путина от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - тогда же были запущены национальные проекты как механизм достижения этих целей. Это масштабная и комплексная программа действий государства - охватывающей не только (осмелимся сказать, и не столько) проблемы развития экономики, но все сферы жизни российского общества, развития человеческого капитала, вывода страны на передовые позиции по самым жестким критериям оценок.
Реализация проектов подразумевает объединение усилий и сотрудничество государства - как федеральной, так и региональной власти, частного предпринимательства и гражданского общества. За пять лет на реализацию нацпроектов было направлено около 21 трлн рублей - такую цифру Михаил Мишустин огласил в декабре 2023 года. Проекты эти постоянно корректируются и дополняются. Сегодняшняя их версия основана на указе президента о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 и перспективу до 2036 года.
Третья константа - постоянно приоритетное внимание социальным программам, благосостоянию общества. Кратко об этом не расскажешь, поэтому выделим только несколько моментов. Социальная политика правительства - это не только материальная помощь малоимущим (в первую очередь - семьям с детьми), это то, что получило название «социальное казначейство» - максимальное упрощение порядка получения пособий, это и льготные ипотечные программы, особенно необходимые сейчас, когда при высокой учетной ставки Центробанка «рыночная» ипотека становится слишком дорогой, это строительство современных университетских кампусов, и ставшая уже привычно популярной «Пушкинская карта», дающая 13 млн школьников и студентов доступ к сокровищам отечественной культуры.
К «хорошим новостям» в экономике можно добавить: уровень бедности снижается с 2015 года, но и в 2022, и в 2023 году обновлял минимальные значения, и судя по всему, то же произойдет и по итогам 2024 года: в третьем квартале он составлял лишь 8% населения (а в конце 2023 года было 9,3%).
Четвертая константа - постоянный диалог с бизнесом, стремление помочь ему – чтобы частный бизнес помог стране развиваться, а людям - жить достойно. Из уже сделанного - «регуляторная гильотина» - резкое сокращение числа устаревших регуляторных актов, и новый закон о контроле над бизнесом, заменяющий проверки менее обременительными риск-ориентированными подходами.
Регуляторное бремя для бизнеса облегчается, и в то же время правительство стимулирует бизнес целым набором инвестиционных инструментов, причем они предназначены не только для крупных компаний (финансирование из средств ФНБ, программа поручительства ВЭБ), но и для малого и среднего предпринимательства - за 2019-2023 годы почти 400 тыс. таких субъектов экономической деятельности получили в сумме финансовую поддержку на 6,6 трлн рублей.
Добавим четвертую константу. Напрашивается слово «цифровизация» - внедрение и использование все большего числа информационных технологий и механизмов в деятельность органов государственной власти. Именно они позволили правительству ставить и решать задачи, которые не столь давно казались неподъемными. Это и упомянутые социальное казначейство и применение риск ориентированных подходов в контроле над бизнесом.
Без цифровых технологий было бы невозможно реализовать комплекс мер по совершенствованию налоговой системы (применительно и к гражданам, и бизнесу), который был принят в ушедшем 2024 году. Но цифровизация - не «волшебная палочка» - это инструмент государственного управления, который одновременно делает это управление более эффективным, и стимулирует государственных служащих искать и применять более совершенные и компетентные управленческие методы.
Наконец, есть и еще одна константа: оценка работы правительства общественным мнением. Если посмотреть на графики опросов о ней, увидишь линию практически прямую, т.е. эти оценки стабильны. На конец 2024 года положительные оценки работы правительства составили 51% (данные Фонда «Общественное мнение»). Такие цифры - результат стабильной работы кабинета «вообще», это еще и свидетельство информационной открытости правительства, его внимания к тому, чтобы люди знали, что и как оно делает.
Закончим тем, с чего начали: пять лет - срок немалый. Если на его протяжении удается выдерживать описанные выше «константы» - значит, правительство - это слаженная команда, которая свое дело знает и делает.
Депутаты Верховной рады Украины потребовали отставки главы офиса президента Андрея Ермака. Это связано с крупным скандалом, который вспыхнул в стране после расследования Национального антикоррупционного бюро страны. При этом в деле замешаны и другие топ-чиновники, а также возможна причастность лидера Украины Владимира Зеленского. Что будет со страной после крупного скандала и как это скажется на переговорах с РФ – в материале Москвы 24.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Кроме того, он играл ключевую роль в попытках администрации президента Зеленского летом этого года лишить это ведомство самостоятельности. То есть взять под контроль детективов, занимающихся расследованием, и, по сути, свернуть его. После того как выяснились масштабы произошедшего, сам Зеленский оказался в очень невыгодной ситуации, так как именно он пытался установить этот контроль», – рассказал Макаркин. →
На пленуме ЦК КПРФ обсудили выборную стратегию на 2026 год. В опубликованном докладе лидера партии Геннадия Зюганова прослеживается апелляция буквально ко всем группам избирателей. Но отдельным выглядит обращение на тему возврата страны к свободным и честным выборам. Эксперты увидели в этом и внимание руководства КПРФ к своему активу, и попытку вернуть партии симпатии общепротестного электората. А главное – добиться его прихода на избирательные участки. Однако основная причина ухода «рассерженных горожан» из политики к осени будущего года явно сохранится.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Это не только месседж к общепротестному и демократическому электорату, но и важные требования для значительной части коммунистического актива». Он напомнил, что от нарушений на выборах страдают сами коммунисты, недополучая мандатов и, наоборот, получая неприятности в виде, скажем, судов или преследований. «Поэтому пока можно точно сказать, что это апелляция к своим, ведь общепротестный избиратель вряд ли будет читать постановления пленума КПРФ и доклады Зюганова. А дойдет ли это требование до широкой аудитории, так и неясно», – сказал Макаркин. Он считает, что вернуть общепротестных избирателей КПРФ будет крайне сложно. Потому что, напомнил он, городской модернистский электорат раскололся на несколько частей. Часть стала поддерживать власть, часть пошла за «Новыми людьми», а часть стала абсентеистами. →
Европа пытается сжать кольцо блокады вокруг Калининграда Государственная группа «Литовские железные дороги» (LTG) объявила о том, что с 21 ноября прекращает транзит в Калининград нефтепродуктов компаний «Лукойл» и «Роснефть». Эта дата «удивительно» согласуется с недавно введенными против наших нефтедобытчиков санкциями со стороны Соединенных Штатов и Великобритании. Что же заставляет прибалтийские республики бежать впереди паровоза и как им готова ответить Россия?
Комментарий Алексея Макаркина:
Но все-таки политическая составляющая в литовской провокации преобладает над экономической? – Конечно, – уверен политолог, первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, – мы возим нефть в Калининградскую область по большей части танкерами из той же Усть-Луги. Но иногда ведь для разного рода экономических маневров важна и многовариантность таких поставок. Что-то можно доставлять в наш анклав по суше, что-то по морю. Тем более что и морской путь становится ввиду нарастающей напряженности все более непредсказуем. →
Как выяснила «НГ», КПРФ возобновила выпуск газеты «Рабочая», которую издают в Петербурге тиражом 20 тыс. экземпляров. Коммунисты повышают уровень оппозиционности обращений к избирателям: лидер партии Геннадий Зюганов жестко критикует бюджетную политику, в регионах собирают подписи за отставки чиновников. Активизирована и тема защиты памятников советским вождям. Следом за КПРФ или даже быстрее нее радикализируется и «Справедливая Россия». Лидер эсэров Сергей Миронов не стесняется в выражениях по поводу социально-экономических решений власти. Перед выборами в Госдуму этим левым партиям дают возможность поглубже вздохнуть – и в соперничестве за обиженный электорат удержать друг друга от чрезмерного роста поддержки.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил, что по нынешним временам у партий не так много времени для разбега, а начинать кампанию весной уже поздно. «Сейчас идут обсуждения места в списках для видных партийцев, обсуждается распределение округов. Так что оживление партий – это объективный процесс. Цель КПРФ – сохранить за собой второе место в Госдуме, СР – попасть в проходную зону», – подчеркнул он. При этом Макаркин отметил, что все партии думской оппозиции по ключевым вопросам не переходят дорогу власти – например, против бюджета никто в открытую не голосовал. «Конечно, главная задача выборов в Госдуму – дать ЕР как можно больше мест в парламенте. Но если всю агитацию и пропаганду сосредоточить на партии власти, то это вызовет раздражение даже у лояльного избирателя – электоральной периферии партии власти. Хотя лояльные избиратели и не собираются голосовать за оппозицию, но они хотят какого-то оживления во время выборов, дискуссии о судьбах страны. А от оппозиции они ждут критики власти – конкретных решений и чиновников, а также предложения ее решений», – подчеркнул Макаркин. →
ЦИК РФ проводит для регизбиркомов семинар по подготовке к избирательным кампаниям – 2026. Один из политических сигналов – разворот внимания вертикали комиссий на выборы по одномандатным округам и в Госдуму, и в заксобрания 39 субъектов РФ. Там мажоритарная система применяется более массированно, чем на федеральном уровне, одномандатники – только половина состава ГД. Округа, видимо, станут и полем для демонстрации силы партии власти, и ее резервом для формирования большинства. А у оппозиции уменьшатся шансы на несогласованные победы.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Именно на одномандатных выборах все еще пробуют силы отдельные энтузиасты, например, из бизнеса или из числа местных авторитетных фигур. Они выдвигаются либо от партий, либо идут самовыдвиженцами. Несмотря на зарегулированность выборов, все еще находятся те, кто говорит: «а не пойти ли мне по округу?» По его словам, именно такие неучтенные игроки добавляют рисков и интриги в кампанию, а комиссии уже привыкли, что есть партии парламентские и непарламентские, есть более или менее согласованные кандидаты от них. «И тут вдруг появляются новые участники, да еще и с финансированием. Поэтому облизбиркомы заранее настраивают учитывать разные факторы и неожиданности на выборах», – сказал Макаркин. →
Госдума 11 ноября единогласно согласилась с представлением генпрокурора РФ лишить неприкосновенности депутата из «Единой России» Анатолия Вороновского и возбудить против него дело о взятке. Для разговора об уголовном преследовании первого за всю историю единоросса на Охотный Ряд прибыл глава ведомства Александр Гуцан. Он просил разрешить еще и задержать Вороновского, взяв его под стражу, провести обыски в его жилище и офисе. Однако в одобренном ГД постановлении такие процессуальные действия не обозначены.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Депутатское сообщество – это своего рода корпорация, когда публичная часть заканчивается, важнее становится принцип солидарности. Такие горизонтальные связи среди депутатов есть во многих странах, они помогают проводить какие-то законы, принимать решения. И у нас в 90-е и начало 2000-х годов по этой же причине не давали снимать неприкосновенность даже с самых одиозных депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях». Те времена давно позади, уверен Макаркин, хотя и сейчас «депутаты тоже прекрасно все понимают: сегодня снимают неприкосновенность с депутата другой фракции, а завтра – с твоего однопартийца или тебя». →
Политолог Макаркин: лучше бы митрополит Нестор, который в совершенстве освоил «покер», играл в шахматы. Ничто человеческое оказалось не чуждо митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору. Причина, по которой он был снят должности распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и отстранен от управления Патриаршим экзархатом Западной Европы, а также Корсунской, Испанско-Португальской епархиями и приходами Московского патриархата в Италии, пока не прямо называется.
Комментарий Алексея Макаркина:
- Алексей Владимирович, какое у вас ощущение, в церковной среде это история типичная или исключительный случай? →
Впервые за шесть лет КПРФ провела 7 ноября массу настоящих демонстраций и митингов. Прежде партия ограничивалась автопробегами с красными знаменами, встречами с депутатами и иными незначительными форматами. Но в этот раз запретов коммунистам выходить на улицы в регионах почти и не было. При этом официальная социология вдруг стала показывать, что КПРФ теперь уже и не отстает от ЛДПР. Эксперты «НГ» связали такие изменения прежде всего с предстоящими выборами в Госдуму, которые будут проходить на фоне как внутриполитических, так и внешних обстоятельств разного рода.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Организовывать настоящие многотысячные митинги и демонстрации коммунисты могли в прошлом. Сейчас на разрешенных акциях народу гораздо меньше, хотя партийные ресурсы, разумеется, пытаются их масштабировать. Но власти понимают, что пик поддержки этой партии позади, недаром чаще всего о празднике 7 ноября вспоминают все-таки старшевозрастные группы населения». Да и нынешние акции КПРФ не противоречат внутриполитическому и, главное, внешнеполитическому курсу Кремля, напомнил он. Кроме того, грядут выборы, а куда деваться протестному избирателю? «Так или иначе КПРФ будет с ним работать. И пусть лучше тот уходит к левым, чем к несистемщикам», – заметил эксперт. →
Победа Зохрана Мамдани показывает, насколько левой становится Демократическая партия – новые поколения демократов уже не боятся социалистических идей. Но, полагает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, примеры из американской истории показывают, что такой радикализм может отпугнуть умеренных избирателей.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает: такой В США прошли внеочередные выборы, на которых победили демократы. Впрочем, в ходе такого голосования часто побеждает оппозиция – как и на промежуточных выборах, проходящих в середине президентского срока. Это можно назвать «выборами гнева», когда приоритетной мотивацией избирателя является недовольство курсом президента. →
Власти обсуждают задачу, которую могут поставить регионам на выборах в Госдуму 2026 г. В частности, в качестве оптимального результата для «Единой России» рассматривают не менее 55% голосов, отданных за нее по спискам при явке от 55%. Об этом «Ведомостям» сказали четыре собеседника, близких к администрации президента (АП). Такую формулу должны будут донести до вице-губернаторов по внутренней политике на семинаре в «Сенеже». Его дата пока не определена – скорее всего, до конца года он уже не состоится, а пройдет в первых месяцах 2026 г. Всего же «Единая Россия» должна взять не меньше 325 мандатов, говорит один из источников.
Комментарий Ростислава Туровского:
Федеральные установки являются сравнительно скромными и сдержанными, говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, а регионы их часто превосходят, в том числе соревнуясь друг с другом. «Ставка на повышение явки [по сравнению с выборами 2021 г.] была ожидаемой – она оправданна тем, что опирается на тезис о консолидации общества вокруг власти. Но с ней могут быть связаны и риски, если, например, социально-экономическая ситуация перед выборами будет ухудшаться», – сказал Туровский. Главной целью, судя по всему, является достижение «Единой Россией» конституционного большинства, и со значительным запасом, заключил он. →