20/01/2025
За пять лет работы правительства Михаила Мишустина многое изменилось в стране. Менялась и работа кабинета министров. Пятилетие – это та отметка, на которой можно было бы задаться вопросом: а есть ли у этого правительства какие-то постоянные черты - константы - которые характеризуют его стиль, подход к решению сложных и многоплановых задач?
Комментарий Бориса Макаренко:
Начнем с самого очевидного показателя - динамики валового внутреннего продукта. Казалось бы, постоянства нет: за пять лет дважды рост был отрицательным: порядка минус 3% в 2020 году и около минус 1% в 2022 году. Но первый из них – год Ковида-19, когда мировая экономика упала на 4,3%, а большинство экономик «большой двадцатки» - еще сильнее. А второй – год, когда Россия только приспосабливалась жить и работать под жесткими санкциями - в течение того года прогнозировался куда более глубокий спад. Зато в 2021 году рост на 5,9% - удачный «отскок» после пандемийной беды.
В 2023 году - рост 3,6%; когда статистики «досчитают» год 2024, получится что-то около 4%. Таких цифр роста российская экономика не знала с начала прошлого десятилетия. Так что постоянство есть: правительство продемонстрировало умение минимизировать потери, когда обстоятельства были непреодолимы, и стимулировать рост, когда для этого были предпосылки. Добавим: и то, и другое - рыночными, а не мобилизационными инструментами.
Впрочем, к этому мы еще вернемся. При этом в стране рекордно низкая безработица, оптимальный показатель внешнего долга к ВВП (ниже 15%). Это не значит, что нет проблем: высока инфляция, рост производительности труда отстает от роста зарплат, дефицит квалифицированной рабочей силы - но это похоже на «болезни роста», справиться с которыми правительству еще предстоит.
Вторая константа - приверженность стратегическому планированию, которому подчинена практически вся работа правительства. Пять лет назад в основу его работы лег указ президента В. Путина от 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - тогда же были запущены национальные проекты как механизм достижения этих целей. Это масштабная и комплексная программа действий государства - охватывающей не только (осмелимся сказать, и не столько) проблемы развития экономики, но все сферы жизни российского общества, развития человеческого капитала, вывода страны на передовые позиции по самым жестким критериям оценок.
Реализация проектов подразумевает объединение усилий и сотрудничество государства - как федеральной, так и региональной власти, частного предпринимательства и гражданского общества. За пять лет на реализацию нацпроектов было направлено около 21 трлн рублей - такую цифру Михаил Мишустин огласил в декабре 2023 года. Проекты эти постоянно корректируются и дополняются. Сегодняшняя их версия основана на указе президента о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 и перспективу до 2036 года.
Третья константа - постоянно приоритетное внимание социальным программам, благосостоянию общества. Кратко об этом не расскажешь, поэтому выделим только несколько моментов. Социальная политика правительства - это не только материальная помощь малоимущим (в первую очередь - семьям с детьми), это то, что получило название «социальное казначейство» - максимальное упрощение порядка получения пособий, это и льготные ипотечные программы, особенно необходимые сейчас, когда при высокой учетной ставки Центробанка «рыночная» ипотека становится слишком дорогой, это строительство современных университетских кампусов, и ставшая уже привычно популярной «Пушкинская карта», дающая 13 млн школьников и студентов доступ к сокровищам отечественной культуры.
К «хорошим новостям» в экономике можно добавить: уровень бедности снижается с 2015 года, но и в 2022, и в 2023 году обновлял минимальные значения, и судя по всему, то же произойдет и по итогам 2024 года: в третьем квартале он составлял лишь 8% населения (а в конце 2023 года было 9,3%).
Четвертая константа - постоянный диалог с бизнесом, стремление помочь ему – чтобы частный бизнес помог стране развиваться, а людям - жить достойно. Из уже сделанного - «регуляторная гильотина» - резкое сокращение числа устаревших регуляторных актов, и новый закон о контроле над бизнесом, заменяющий проверки менее обременительными риск-ориентированными подходами.
Регуляторное бремя для бизнеса облегчается, и в то же время правительство стимулирует бизнес целым набором инвестиционных инструментов, причем они предназначены не только для крупных компаний (финансирование из средств ФНБ, программа поручительства ВЭБ), но и для малого и среднего предпринимательства - за 2019-2023 годы почти 400 тыс. таких субъектов экономической деятельности получили в сумме финансовую поддержку на 6,6 трлн рублей.
Добавим четвертую константу. Напрашивается слово «цифровизация» - внедрение и использование все большего числа информационных технологий и механизмов в деятельность органов государственной власти. Именно они позволили правительству ставить и решать задачи, которые не столь давно казались неподъемными. Это и упомянутые социальное казначейство и применение риск ориентированных подходов в контроле над бизнесом.
Без цифровых технологий было бы невозможно реализовать комплекс мер по совершенствованию налоговой системы (применительно и к гражданам, и бизнесу), который был принят в ушедшем 2024 году. Но цифровизация - не «волшебная палочка» - это инструмент государственного управления, который одновременно делает это управление более эффективным, и стимулирует государственных служащих искать и применять более совершенные и компетентные управленческие методы.
Наконец, есть и еще одна константа: оценка работы правительства общественным мнением. Если посмотреть на графики опросов о ней, увидишь линию практически прямую, т.е. эти оценки стабильны. На конец 2024 года положительные оценки работы правительства составили 51% (данные Фонда «Общественное мнение»). Такие цифры - результат стабильной работы кабинета «вообще», это еще и свидетельство информационной открытости правительства, его внимания к тому, чтобы люди знали, что и как оно делает.
Закончим тем, с чего начали: пять лет - срок немалый. Если на его протяжении удается выдерживать описанные выше «константы» - значит, правительство - это слаженная команда, которая свое дело знает и делает.
В МАГАТЭ заявили о невозможности отследить около 400 килограммов обогащенного урана, который пропал после бомбардировки ядерных объектов в Иране. По словам Рафаэля Гросси, отсутствие контроля над этим ураном вызывает «серьезную обеспокоенность». Что могло произойти с пропавшим ядерным топливом, что известно об истории иранского атомного проекта и как Россия отнесется к возможному появлению у Исламской республики оружия массового поражения, читайте в материале «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что Иран ведет себя достаточно осторожно в своих действиях. «Если посмотреть на то, как он себя ведет, можно заметить, что Иран не идет на радикальные шаги. Например, несмотря на разговоры о перекрытии Ормузского пролива, этого не произошло, так как у Ирана есть экономические интересы, которые он не хочет подрывать», – говорит Макаркин. →
Как заметила «НГ», КПРФ переживает всплеск борьбы за советское прошлое, ужесточая риторику в адрес тех представителей общества или власти, кто неправильно оценивает исторические фигуры и эпизоды. Поэтому, например, против документального фильма «Мумия» о Мавзолее Ленина в регионах развернута сетевая протестная акция. Да и сами коммунисты стали активнее агитировать за память о былых временах и называют тех, кому они не нравятся, не противниками, а врагами. Перед съездом, который переизберет лидером партии 81-летнего Геннадия Зюганова, КПРФ решила мобилизовать ностальгический электорат с помощью имитации оппозиционности.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Это и не провокация против КПРФ, и не имитация ею оппозиционной борьбы, а уже традиционная работа левых на свой чисто ядерный электорат. Хотя для большинства людей и Ленин с его Мавзолеем, и даже Горбачев с развалом СССР – это уже глубокая история, для электората КПРФ – это часть актуальной жизни, это сильно эмоциональные для него темы». →
В годы перестройки, если помните, тот же вопрос о молодых прозвучал в нашумевшем фильме Юриса Подниекса. Актуален этот вопрос и сегодня. Накануне Дня молодежи (а он в этом году выпадает на 28 июня, субботу) мы решили спросить экспертов, какие проблемы, тревоги и новые вызовы встают сегодня перед молодыми россиянами. Им легче или труднее живется по сравнению с поколением отцов? Чем нынешние молодые отличаются от них?
Комментарий Алексея Макаркина:– У нынешних молодых и у прежних много общего. Например, и тем и другим выпало жить при регулярном переписывании учебников истории – то в одну, то в другую сторону. Как и тогда, государство ставит во главу угла лояльность гражданина, а не его таланты и способности. Молодым всегда тесно в рамках, они стремятся выйти за рамки, и нынешняя молодежь, несмотря на все усилия старших, более встроена в глобальный мир. →
На саммите в Гааге страны НАТО приняли решение о значительном увеличении оборонных расходов – до 5 % ВВП к 2035 году. Это решение стало ответом на «долгосрочную угрозу евроатлантической безопасности», которую альянс связывает с Россией. Новый уровень расходов, по оценкам экспертов, может довести совокупный оборонный бюджет НАТО до $2,5 трлн, что в 20 раз превышает текущий военный бюджет РФ. К чему приведет дальнейшая милитаризация стран Европы – читайте в материале «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что решение НАТО о значительном увеличении оборонных расходов до 5 % ВВП имеет серьезные последствия для России. «Это решение, безусловно, говорит о том, что Европа начинает меньше полагаться на Соединенные Штаты в вопросах безопасности и стремится укрепить собственный военный потенциал. Ранее европейские страны могли позволить себе минимизировать военные расходы, полагаясь на защиту США, но теперь ситуация меняется», – отмечает эксперт. →
Американский президент действует по принципам внешней политики, характерной для XIX-XX веков, считает политолог.
Комментарий Алексея Макаркина:Действия нынешнего президента США Дональда Трампа на Ближнем Востоке, демонстрируют возвращение к внешнеполитическим методам, которые были характерны для времен до Первой мировой войны, считает политолог Алексей Макаркин. →
КПРФ не верит в «липовые» рейтинги социологических служб, по которым ЛДПР является второй политической силой, и, следовательно, считает своим главным оппонентом «Единую Россию», заявил журналистам первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин 23 июня. По его словам, партии Жириновского «рисовали» рейтинги с думских выборов 2011 г. Делается это, убежден Афонин, потому что единороссы боятся остаться «один на один» с коммунистами.
Комментарий Алексея Макаркина:Успех ЛДПР обусловлен во многом личностью умершего лидера партии, говорил «Ведомостям» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Избиратели поддерживают не столько партию сейчас, сколько память о Жириновском <...> а новое руководство ЛДПР воспринимают как его преемников», – пояснял он «Ведомостям». →
Лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов в поездках по регионам продолжает проводить встречи с главами субъектов РФ, пускай и неофициальные. Именно так это было устроено, например, в Татарстане. Миронов, похоже, реализует тот план партии на единый день голосования (ЕДГ) этого года, который отдает приоритет муниципальным выборам. Именно в ходе кампаний «на земле» СРЗП собирается продемонстрировать свою электоральную актуальность, чтобы попытаться пробиться в Госдуму снизу, даже если не будет твердых гарантий сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Действительно, низовая сетка перед выборами в Госдуму нужна, а муниципальные выборы – это легальный способ ее оформить. Тем более что и ресурсов на такие кампании требуется меньше, и избираться проще, чем в заксобрания и Госдуму. Округа небольшие, избирателей не очень много, проще агитировать, проще контролировать ход и результат кампании, меньше надо денег». Логичным продолжением низовых кампаний становится и имиджевое продвижение кандидатов в преддверии выборов в Госдуму. →
КПРФ опубликовала доклад Геннадия Зюганова к XIX съезду партии, который пройдет 5 июля. Как ранее и предполагала «НГ», анонсирована корректировка генеральной линии в определении основного противника. Теперь им считаются не столько либералы, сколько правоконсервативные круги. То есть красные объявляют политическую войну белым национал-патриотам, полемика с которыми уже стала крайне жесткой. В период больших выборов такой уход в узкую ультралевую нишу может привести к электоральным последствиям, которые заранее непросто просчитать.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что на самом деле консервативные патриоты за КПРФ и не голосовали. И, наоборот, как раз был период, когда за эту партию голосовали либералы – как за самую оппозиционную. «Без энтузиазма, с внутренними противоречиями, но голосовали. И тогда коммунисты вынуждены были объясняться с властью, почему, дескать, они не отрекаются от этого электората, как это делает Явлинский? И почему с удовольствием получают дополнительные голоса? И КПРФ была вынуждена критиковать либералов и либеральный курс, показывая таким образом, что идеологически чужда этим избирателям. Но после 2022 года либеральный избиратель ушел в никуда, и сейчас этот вопрос неактуален». Макаркин подчеркнул, что с начала СВО более актуальны патриотическое объединение и борьба за голоса «рассерженных патриотов». А среди них в последние годы действительно подняли голову монархисты. →
Конфликт между Израилем и Ираном набирает обороты, взаимные ракетные удары усиливаются, а риторика сторон становится жестче. Теперь президент США Дональд Трамп требует от Ирана капитуляции и угрожает американскими ударами. Власти Исламской Республики предупредили, что вмешательство США обернется для страны «невосполнимым уроном». Вы что думаете о конфликте? Вступят ли в него США и чем он закончится? А вам Иран не жаль? Почему он оказался так уязвим? И есть ли для нас уроки?
Комментарий Алексея Макаркина:– Думаю, что Трамп очень не хотел бы вступать в этот конфликт. Он вообще бизнесмен по своему характеру. Он деньги делает, он даже Газу думает превратить в Ривьеру. Правда, как это сделать – никто не знает, но мечты такие есть. И он действительно искренне не понимает, зачем люди воюют. Жили бы себе, зарабатывали бы, богатели бы, торговали бы… А тут вот люди из-за каких-то непонятных вещей, из-за какого-то там Западного берега реки Иордан или сектора Газа, из-за какого-то Иерусалима… Непонятно из-за чего они воюют! Хотя могли бы выгоду извлекать, как все нормальные люди. →
Внимание мировой прессы приковано к Ближнему Востоку. Одна из главных тем обсуждения – возможное вступление США в войну между Ираном и Израилем, особенно на фоне двухнедельной паузы для принятия решения, о которой накануне объявили в Белом доме. СМИ размышляют и об истоках конфликта: действительно ли Иран был близок к созданию ядерного оружия?
Комментарий Алексея Макаркина:О значимости заявлений Трампа рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →