06/12/2024
Во Франции парламент впервые с 1962 года выразил недоверие правительству. Оппозиция требует отставки президента Эмманюэля Макрона. Но тот уходить не собирается, о чем заявил в обращении к населению 5 декабря. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что добиться ухода президента депутаты не смогут
Комментарий Алексея Макаркина:
Уволить президента Франции можно посредством импичмента, хотя он, согласно конституции, «может быть отстранен от должности только в случае нарушения обязанностей, явно несовместимого с осуществлением его мандата». Причем для этого нужно пройти довольно длительную процедуру с голосованиями квалифицированного большинства депутатов и сенаторов. Летом 2024 года левая партия «Непокоренная Франция» уже пыталась отправить Макрона в отставку, апеллируя к тому, что он не назначил предложенного левыми силами кандидата в премьеры. При этом по конституции он не был обязан этого делать – так что основание было весьма натянутым и инициатива даже не дошла до голосования. И вообще французский политический класс очень осторожен в вопросе создания прецедента импичмента – неизвестно, чем он может отозваться в дальнейшем, а по стабильности может в любом случае ударить.
Данные опроса социологической службы Cluster17 показывают, что 54% опрошенных положительно смотрят на вариант с отставкой Макрона и переносом президентских выборов с 2027 года на 2025-й. Но при этом общество разделилось по поводу отношения к вотуму недоверия правительству Мишеля Барнье: 47% респондентов одобряют вотум, 41% – не поддерживают это решение. Но президент может не прислушиваться к общественному мнению.
В истории Франции была пара примеров, когда парламентское большинство вынуждало президента подать в отставку. В 1879 году маршал Патрис де Мак-Магон ушел с поста президента, не желая увольнять группу монархически настроенных генералов, на чем настаивало правительство – их уволил его преемник. В 1924-м случилась еще более яркая история: получивший большинство на выборах левоцентристский блок отказывался выдвинуть своего кандидата в премьеры, чтобы добиться отставки президента Александра Мильерана. Тот некоторое время сопротивлялся, но страна не могла жить без правительства, и президент ушел. Но оба примера относятся к истории Третьей республики с могущественным парламентом, где кандидат в премьеры фактически определялся депутатским большинством, а слабый президент избирался парламентариями, а не на прямых выборах.
Правила игры в Пятой республике совсем иные – президент назначает премьера без голосования в парламенте, а уже затем парламент может объявить правительству вотум недоверия. Конечно, теоретически депутаты могут проваливать где-нибудь раз в сто дней любого премьера – но Макрон может назначить следующего, а летом 2025 года – по истечении годичного срока работы Национального собрания – распустить палату. Добровольно до конца срока полномочий в Пятой республике уходил только ее основатель Шарль де Голль, проиграв на референдуме – но депутаты к этому решению отношения не имели.
Неустойчивый кабинет
Что касается вотума недоверия правительству, то в Пятой республике он был только один раз – в 1962 году, когда депутаты отправили в отставку правительство Жоржа Помпиду, которого премьером назначил де Голль. Но тогда у голлистской партии не было абсолютного большинства в Национальном собрании. Де Голль распустил парламент и в следующем его составе добился необходимого преимущества. Макрон не сможет повторить такой результат – его партии доминирование в парламенте не грозит даже при самом лучшем раскладе на внеочередных выборах. А при худшем она вообще может расколоться, с учетом падения популярности президента и невозможности для него участвовать в следующих выборах. Чем дальше, тем больше будет действовать эффект «хромой утки».
Своего первого премьера при нынешнем составе Национального собрания, Мишеля Барнье, Макрон назначил в рамках неформального взаимодействия с Национальным объединением Марин Ле Пен. В правительство сторонники Ле Пен не вошли, но поначалу не выражали желания его свергать. Тем более что кабинет оказался самым правым при Макроне и намеревался проводить жесткую антимиграционную политику, что соответствует программным установкам партии Ле Пен. Однако первой же проблемой стало принятие непопулярного бюджета, предполагавшего меры «жесткой экономии». Среди избирателей Ле Пен немало рабочих и пенсионеров, по которым такой бюджет мог сильно ударить. И хотя для прохождения бюджета достаточно было, чтобы Национальное объединение воздержалось при голосовании по вотуму недоверия, но избиратели могли припомнить Ле Пен такую фактическую поддержку правительства.
Поэтому Ле Пен требовала сохранения расходов на индексацию пенсий и субсидирование коммунальных счетов на газ, несмотря на дефицит бюджета в €60 млрд. Барнье мириться с огромной дырой в бюджете не захотел. В итоге крайне правые проголосовали вместе с левыми из «Непокоренной Франции» – и правительство было свергнуто.
Катастрофы не будет
Теперь левые угрожают вотумом недоверия любому правительству, которое не будет возглавлять их кандидат. Ле Пен, наоборот, обещает сотрудничать со следующим премьером при работе над бюджетом – но пределы этого сотрудничества видны по печальной судьбе кабинета Барнье. Макрон обещает, что следующий кабинет будет выражать общий интерес и представлять «все политические силы», однако левые и крайне правые могут сместить правительство, но не работать в нем совместно. Конечно, есть идея собрать в правительстве право- и левоцентристов, расколов тем самым левый блок, но согласятся ли они на это – большой вопрос. В правительство Барнье эти силы не вошли.
Макрон заявил, что новый кабинет займется разработкой временного бюджета до конца года для обеспечения функционирования государственных служб и выполнения финансовых обязательств, а также подготовит долгосрочный бюджет для стабилизации экономики. Впрочем, на крайний случай – если между исполнительной и законодательной властями возникнет системный конфликт – во французской Конституции есть статья 47. В ней говорится, что если парламент не принял решения по проекту бюджета в течение 70 дней, то положения проекта могут быть введены в силу путем издания ордонанса – правительственного нормативного акта. Вариант это нежелательный, но бюджетной катастрофы не будет.
И другого арбитра между разными политическими силами, чем президент Франции, Конституция Пятой республики не предусматривает. И премьера никто больше назначить не может. А раз так, то Макрон будет по-прежнему ключевым игроком французской «суперпрезидентской» политической системы, созданной Шарлем де Голлем.
На саммите в Гааге страны НАТО приняли решение о значительном увеличении оборонных расходов – до 5 % ВВП к 2035 году. Это решение стало ответом на «долгосрочную угрозу евроатлантической безопасности», которую альянс связывает с Россией. Новый уровень расходов, по оценкам экспертов, может довести совокупный оборонный бюджет НАТО до $2,5 трлн, что в 20 раз превышает текущий военный бюджет РФ. К чему приведет дальнейшая милитаризация стран Европы – читайте в материале «ФедералПресс».
Комментарий Алексея Макаркина:Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что решение НАТО о значительном увеличении оборонных расходов до 5 % ВВП имеет серьезные последствия для России. «Это решение, безусловно, говорит о том, что Европа начинает меньше полагаться на Соединенные Штаты в вопросах безопасности и стремится укрепить собственный военный потенциал. Ранее европейские страны могли позволить себе минимизировать военные расходы, полагаясь на защиту США, но теперь ситуация меняется», – отмечает эксперт. →
Американский президент действует по принципам внешней политики, характерной для XIX-XX веков, считает политолог.
Комментарий Алексея Макаркина:Действия нынешнего президента США Дональда Трампа на Ближнем Востоке, демонстрируют возвращение к внешнеполитическим методам, которые были характерны для времен до Первой мировой войны, считает политолог Алексей Макаркин. →
КПРФ не верит в «липовые» рейтинги социологических служб, по которым ЛДПР является второй политической силой, и, следовательно, считает своим главным оппонентом «Единую Россию», заявил журналистам первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин 23 июня. По его словам, партии Жириновского «рисовали» рейтинги с думских выборов 2011 г. Делается это, убежден Афонин, потому что единороссы боятся остаться «один на один» с коммунистами.
Комментарий Алексея Макаркина:Успех ЛДПР обусловлен во многом личностью умершего лидера партии, говорил «Ведомостям» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Избиратели поддерживают не столько партию сейчас, сколько память о Жириновском <...> а новое руководство ЛДПР воспринимают как его преемников», – пояснял он «Ведомостям». →
Лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов в поездках по регионам продолжает проводить встречи с главами субъектов РФ, пускай и неофициальные. Именно так это было устроено, например, в Татарстане. Миронов, похоже, реализует тот план партии на единый день голосования (ЕДГ) этого года, который отдает приоритет муниципальным выборам. Именно в ходе кампаний «на земле» СРЗП собирается продемонстрировать свою электоральную актуальность, чтобы попытаться пробиться в Госдуму снизу, даже если не будет твердых гарантий сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Действительно, низовая сетка перед выборами в Госдуму нужна, а муниципальные выборы – это легальный способ ее оформить. Тем более что и ресурсов на такие кампании требуется меньше, и избираться проще, чем в заксобрания и Госдуму. Округа небольшие, избирателей не очень много, проще агитировать, проще контролировать ход и результат кампании, меньше надо денег». Логичным продолжением низовых кампаний становится и имиджевое продвижение кандидатов в преддверии выборов в Госдуму. →
КПРФ опубликовала доклад Геннадия Зюганова к XIX съезду партии, который пройдет 5 июля. Как ранее и предполагала «НГ», анонсирована корректировка генеральной линии в определении основного противника. Теперь им считаются не столько либералы, сколько правоконсервативные круги. То есть красные объявляют политическую войну белым национал-патриотам, полемика с которыми уже стала крайне жесткой. В период больших выборов такой уход в узкую ультралевую нишу может привести к электоральным последствиям, которые заранее непросто просчитать.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что на самом деле консервативные патриоты за КПРФ и не голосовали. И, наоборот, как раз был период, когда за эту партию голосовали либералы – как за самую оппозиционную. «Без энтузиазма, с внутренними противоречиями, но голосовали. И тогда коммунисты вынуждены были объясняться с властью, почему, дескать, они не отрекаются от этого электората, как это делает Явлинский? И почему с удовольствием получают дополнительные голоса? И КПРФ была вынуждена критиковать либералов и либеральный курс, показывая таким образом, что идеологически чужда этим избирателям. Но после 2022 года либеральный избиратель ушел в никуда, и сейчас этот вопрос неактуален». Макаркин подчеркнул, что с начала СВО более актуальны патриотическое объединение и борьба за голоса «рассерженных патриотов». А среди них в последние годы действительно подняли голову монархисты. →
Конфликт между Израилем и Ираном набирает обороты, взаимные ракетные удары усиливаются, а риторика сторон становится жестче. Теперь президент США Дональд Трамп требует от Ирана капитуляции и угрожает американскими ударами. Власти Исламской Республики предупредили, что вмешательство США обернется для страны «невосполнимым уроном». Вы что думаете о конфликте? Вступят ли в него США и чем он закончится? А вам Иран не жаль? Почему он оказался так уязвим? И есть ли для нас уроки?
Комментарий Алексея Макаркина:– Думаю, что Трамп очень не хотел бы вступать в этот конфликт. Он вообще бизнесмен по своему характеру. Он деньги делает, он даже Газу думает превратить в Ривьеру. Правда, как это сделать – никто не знает, но мечты такие есть. И он действительно искренне не понимает, зачем люди воюют. Жили бы себе, зарабатывали бы, богатели бы, торговали бы… А тут вот люди из-за каких-то непонятных вещей, из-за какого-то там Западного берега реки Иордан или сектора Газа, из-за какого-то Иерусалима… Непонятно из-за чего они воюют! Хотя могли бы выгоду извлекать, как все нормальные люди. →
Внимание мировой прессы приковано к Ближнему Востоку. Одна из главных тем обсуждения – возможное вступление США в войну между Ираном и Израилем, особенно на фоне двухнедельной паузы для принятия решения, о которой накануне объявили в Белом доме. СМИ размышляют и об истоках конфликта: действительно ли Иран был близок к созданию ядерного оружия?
Комментарий Алексея Макаркина:О значимости заявлений Трампа рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин - о личности духовного лидера Ирана Рухоллы Хаменеи.
Комментарий Алексея Макаркина:Аятолла Хаменеи – прежде всего политик, а не исламский ученый. Его работы немногочисленны на фоне многотомных трудов других великих аятолл, не претендующих на политическую власть. До исламской революции 1979 года 40-летний ходжат-оль-ислам Хаменеи не пользовался значительной известностью, зато был верным последователем аятоллы Хомейни, которым остается всю жизнь. →
Синод Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) выступил с резким осуждением тенденции возобновления советских идеологических практик в современной России. В тексте, опубликованном 5 июня на сайте религиозной организации, которая представляет собой самоуправляемую церковь в составе Московского патриархата, говорится: «Мы наблюдаем в некоторых кругах вместо стремления к христианскому покаянию и духовному очищению возврат ко властвовавшей в прошлом веке лживой и богопротивной идеологии. Опасаемся, что, если это продолжится, Россия – вместо того, чтобы быть ярким светочем православной правды, к чему призвана долгой историей христианского благочестия, – станет среди народов мрачным пятном».
Комментарий Алексея Макаркина:«РПЦЗ стремится сохранить традиции дореволюционной церкви, но при этом она живет в современном западном мире. Они живут в другой культуре, в том числе и церковной, – пояснил «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Наша культура носит вертикальный характер, а у них ситуация другая. Там большую роль играют прихожане, которые поддерживают приходы, в том числе финансово, поскольку там нет государственного финансирования. РПЦЗ ориентируется на них и их настроения. Если последним не нравится то, что в России устанавливают памятники Сталину, то они с этим вопросом идут к своему священноначалию. А оно вынуждено реагировать на обращения». →
В ходе подготовки в XIX съезду КПРФ в регионах прошло практически единогласное выдвижение 213 делегатов. Съезд прежде всего отчетно-перевыборный, который в соответствии с уставом проходит раз в четыре года. Однако от первых лиц партии стали звучать заявления о необходимости «укрепления единства партии». Под таким лозунгом и в прежней КПСС, и в нынешней КПРФ как раз и проводились чистки рядов. Первый зампред ЦК Юрий Афонин заверил, что именно сейчас КПРФ «монолитна как никогда», хотя у экспертов «НГ» на этот счет есть иные мнения. И в контексте прогноза о будущем единодушном переизбрании Геннадия Зюганова «НГ» напоминает, что в истории был эпизод, когда последующий XX съезд коммунистов существенно отличался от предыдущего.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «В коммунистической риторике был традиционный призыв «крепить единство», правда, без приставки «у». Но ничего нового в том нет, это стандартное оформление речей, что вряд ли связано с текущими проблемами КПРФ». Другое дело, заметил он, что «исторически такие призывы не приводили к компромиссам внутри партии, а, наоборот, давали основания преследовать тех, кто не согласен с генеральным курсом, которых как раз и объявляли теми, кто «не хочет крепить единство». Под этим лозунгом в разные эпохи проводились чистки, напомнил «НГ» Макаркин: в 30-е годы прошлого века они были большими, а в 70-е – точечными. И в КПРФ в течение десятилетий проводились чистки: избавлялись то от «неотроцкистов», то от «правых» или «семигинцев». →