01/04/2024
Президент Франции Эмманюэль Макрон резко ужесточил свою позицию по украинскому вопросу. Если раньше Франция считалась частью осторожной «старой Европы», стремившейся сохранить возможности для диалога с Россией, то к марту 2024 года точка зрения Парижа сблизилась с радикальными подходами Польши и стран Балтии – Макрон уже допускает появление французских войск на Украине. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что подобные заявления могут отражать претензии Макрона на лидирующую роль в ЕС
Комментарий Алексея Макаркина:
В России уже оценили новую политическую роль французского лидера: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что «наиболее, наверное, радикальные позиции занимает президент Макрон, который является инициатором дискуссии о необходимости направления иностранных воинских контингентов на Украину».
У Франции исторически были особые отношения с Россией, политически восходящие к союзу двух стран, заключенному в конце XIX века и ставшему затем основой Антанты, а психологически – к французской культуре, бывшей основой воспитания российской элиты начиная с XVIII века. Даже при советской власти школьники увлекались приключениями д’Артаньяна и трех мушкетеров, а на уроках истории при изучении Столетней войны «своей» была Жанна д’Арк, а не ее английские противники.
Особые отношения с СССР установил основатель Пятой республики Шарль де Голль, который вывел Францию из военной организации блока НАТО. Его преемник Жорж Помпиду – впрочем, наряду с Вилли Брандтом и Ричардом Никсоном, – был среди западных лидеров, которым доверял Леонид Брежнев. Франсуа Миттеран во время августовского путча 1991 года стремился сохранить возможности для диалога с Москвой даже в случае победы ГКЧП, за что потом его многие критиковали. Жак Ширак стал в 1997 году первым кавалером российского ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, потом возник вопрос о том, перед каким отечеством имеет столь масштабные заслуги президент Франции. Потом иностранных лидеров стали награждать вновь учрежденным орденом Андрея Первозванного, чтобы не было вопросов. А уже в нынешнем столетии Ширак вместе с Герхардом Шредером и Сильвио Берлускони входил в число ближайших внешнеполитических партнеров Владимира Путина. Николя Саркози был посредником после военных действий между Россией и Грузией на Южном Кавказе в 2008 году.
Эмманюэль Макрон в течение своего первого президентского срока стремился поддерживать эти особые отношения. Вскоре после своего избрания он пригласил российского президента в Версаль на выставку в честь 300-летия визита Петра I во Францию. Если Франсуа Олланд отменил в конце своего президентства встречу с Путиным, приуроченную к открытию в Париже Русского духовно-культурного центра со Свято-Троицким собором (собор Путин посетил уже после посещения Версаля), то Макрон был подчеркнуто радушен. Он пять раз в небольшом выступлении на пресс-конференции упомянул Петра I как «символ той России, которая хотела стать открытой Европе», явно намекая на необходимость европейского выбора России. Путин тоже обратился к истории, при этом вспомнив «о русской Анне – королеве Франции», младшей дочери «нашего великого князя Ярослава Мудрого» – как раз за полгода до визита в Москве был воздвигнут памятник святому Владимиру. Россия демонстрировала, что именно она, а не современная Украина, является преемницей древних князей.
Последняя встреча Путина и Макрона тоже оказалась связана не только с текущей политикой, но и с историей. 7 февраля 2022 года Макрон прилетел в Москву, с тем чтобы попытаться выступить посредником между Россией и Западом. Reuters быстро узнал, что на пятичасовых переговорах Путин много говорил об истории и «предательстве» НАТО – к тому времени Москве нужны были не посредники, а уступки. Россия исходила из того, что свой лимит уступок она давно исчерпала. Тогда были последние доверительные переговоры двух президентов – и обе стороны сейчас это понимают.
Новая реальность
Если внимательно рассмотреть позиционирование Москвы после февраля 2022 года, то нетрудно заметить, что она фактически отказалась от дифференциации в отношении стран Евросоюза, делая некоторое исключение лишь для Венгрии, премьер которой Виктор Орбан активно маневрирует, подчеркивая «особость» своей позиции в отношении России, но при этом в итоге голосует за абсолютное большинство санкций. Но и то при составлении в России списка «недружественных государств» для Венгрии исключения не сделано. И тем более «радикальный» Макрон для нее мало отличается от «умеренного» Олафа Шольца, который пока не хочет предоставлять Украине ракеты Taurus, но предоставил ей много другого. Современные же европейские лидеры воспринимают Москву как однозначную угрозу – причем, опять-таки, не дифференцируя различные российские элитные группы, как они делали раньше, деля их на «хороших» либералов и «плохих» силовиков.
Так что шансов на возрождение «особых отношений» России что с Францией, что с Германией – а с последней они выстраивались на газовой основе в течение полувека – в сколько-нибудь обозримом будущем нет. Макрон же, радикализируя свою позицию, решает свои задачи – а их, как представляется, две.
Во-первых, активизировать поддержку Украины в условиях, когда все большее число западных обозревателей считают, что она оказалась в трудной ситуации. Так, The Economist считает: «Еще в начале года бытовало расхожее мнение, что после провала контрнаступления ВСУ прошлым летом конфликт на Украине зашел в тупик. Сейчас это кажется скорее оптимистичным сценарием. Назрела тревожная вероятность, что в ближайшие несколько месяцев новое мощное наступление России прорвет оборону Украины и проникнет вглубь страны». Так что Макрон, говоря о возможном появлении французских солдат на Украине, фактически предлагает «разгрузить» украинскую армию, заменив ее тыловые части на европейские войска.
Другое дело, что и такой вариант вызвал сильное беспокойство не только в Европе, но и в США из-за опасений прямого столкновения Запада и России – и премьер Эстонии Кая Каллас уже интерпретировала слова Макрона как предложение тренировать солдат ВСУ на территории Украины. Но и такой вариант означает прямое и легализованное западное военное присутствие на территории Украины, что еще в 2023 году воспринималось как сценарий, связанный с запредельными рисками.
Во-вторых, речь идет о лидерстве в Европе. И если раньше важным элементом французского лидерства была возможность договориться с Москвой (но не надо забывать, что другим элементом была ядерная программа, реализованная де Голлем), то сейчас – способность попытаться объединить Европу в условиях противостояния с Россией, когда Шольц явно слабее Ангелы Меркель и внутри страны, и на европейской арене. Объединительные и «мобилизующие» инициативы могут быть особенно востребованы в случае победы на выборах в США Дональда Трампа, который без энтузиазма относится и к НАТО, и к сотрудничеству с Евросоюзом. И многие в Европе боятся, что он бросит союзников на произвол судьбы.
У Макрона есть преимущество перед другими западными лидерами – он может куда меньше оглядываться на электоральные процессы. Джо Байдену переизбираться в ноябре нынешнего года. В Германии парламентские выборы в следующем году. Макрон же избран на второй и последний срок в 2022 году, так что следующие выборы в 2027-м, и он баллотироваться на них не будет. Правда, летом будут выборы в Европарламент, важные как индикатор общественных настроений, но решающими они не являются.
Другое дело, что, попытавшись сплотить европейцев, Макрон многих из них всерьез напугал – к столь радикальным предложениям они явно готовы не были. И на поверхность в очередной раз вышли разногласия. Но никто не знает сейчас, что будет хотя бы через полгода – и насколько радикальной будет тогда выглядеть нынешняя позиция французского президента.
Президент России Владимир Путин назначил председателя комитета Госдумы по информполитике Александра Хинштейна временно исполняющим обязанности губернатора Курской области, сообщили в Кремле. Согласно указу, президент принял отставку недавно избранного Алексея Смирнова с поста губернатора региона, которую тот подал по собственному желанию.
Комментарий Ростислава Туровского:
«Решение неожиданное, но смыслы у него, разумеется, есть. Хинштейн известен своим умением работать с общественным мнением, он активен и готов к диалогу с гражданами. Судя по всему, этих качеств очень не хватило прежнему губернатору Смирнову», – говорит вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Также Хинштейн давно выстроил связи с силовыми структурами, напоминает он. «В условиях Курской области это крайне важно и поможет ему в работе. Понятно, что управленческую команду ему создать помогут. А сам он постарается продемонстрировать качества публичного лидера», – полагает Туровский. →
Во вторник президент Южной Кореи Юн Сок Ель объявил в стране военное положение «в связи с антиправительственной активностью». Дело было в желании оппозиционного большинства в парламенте объявить государственным чиновникам импичмент. В ответ их объявили пособниками Северной Кореи. Мы обратились к российским экспертам за разъяснением ситуации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Российский политолог, заместитель директора «Центра политических технологий», профессор ВШЭ Алексей Макаркин считает, что «импичменты в Южной Корее обычное дело». И это не зависит от партийной принадлежности президента. В 2004 году была попытка импичмента левого Но Му Хена за агитацию своей партии перед парламентскими выборами, но Конституционный суд решил это недостаточным предлогом для отстранения президента. Правда, уже после он был обвинен во взятке в 30 тысяч долларов и сорвался со скалы, что многие посчитали самоубийством. А в 2016 году был объявлен импичмент правой Пак Кын Хе. Но там действительно была коррупционная история на миллионы долларов и разглашение государственных тайн третьим лицам. И даже Конституционный суд с импичментом согласился. А Пак Кын Хе посадили в тюрьму. →
Депутаты парламента Абхазии 3 декабря проголосовали против ратификации межправительственного соглашения об осуществлении российскими компаниями инвестиционных проектов на территории республики. На заседании присутствовали 23 из 35 депутатов.
Алексей Макаркин
«За 32 года независимости в республике сформировалась собственная модель развития, – объяснил Макаркин. – Одна из главных особенностей в том, что экономика – национальная прерогатива, это касается права на землю, другую собственность». →
В «Справедливой России» идут дискуссии о том, кто сменит 71-летнего Сергея Миронова на посту председателя партии. Трансфер, как уверяют источники URA.RU, произойдет уже до 2026 года. Одним из главных претендентов называют экс-губернатора Омской области, замгендиректора «Уралвагонзавода» Александра Буркова. Есть еще два кандидата с Урала – депутаты Госдумы Валерий Гартунг и Яна Лантратова. Сам Миронов противится этому и опасается своих потенциальных сменщиков – говорят инсайдеры, близкие к руководству партии.
Комментарий Алексея Макаркина:
«Образ Прилепина расходится с привычным для избирателя «Справедливой России» образом партии. Их традиционный образ – это партия, которая почти такая же, как партия власти, но более социально-окрашенная. Миронов этому образу соответствует, а будет ли соответствовать Прилепин? – вопрос риторический. Вызывает вопрос и то, насколько Прилепин консенсусная фигура для людей, глубоко вовлеченных в СВО. Есть те, кто его критикует. Нельзя утверждать, что он сможет повысить интерес к партии в этом направлении. Если посмотреть на избирателей, которые полностью поддерживают СВО, – они голосуют за «Единую Россию», – считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. →
Как стало известно «НГ», аналитики КПРФ уже довели до ЦК различные варианты тактической реакции на любые сценарии внутриполитических изменений. Выявлено четыре ключевых направления – и каждое будет следствием тех или иных международных событий в связи с конфликтом России и Запада вокруг Украины. В качестве стратегии партией принято решение «говорить народу правду» и пропагандировать «левый поворот». Причем и при сохранении нынешнего характера СВО, и при возможной заморозке боевых действий, и даже в условиях более тревожных ситуаций. Но коммунисты, по их признанию, как минимум в начале каждого сценария оказываются в роли объекта воздействия, а не его субъекта. Примерно как сейчас при инерционном продолжении спецоперации.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что все-таки у КПРФ осталась субъектность: «Проблема в том, что при любом сценарии КПРФ мало на что может повлиять, и тем более на внешнеполитические и внутриполитические процессы. И это трудно объяснить избирателю. Поэтому тактика по большей части будет различаться только в информационной работе. При каждом сценарии коммунисты будут объяснять своим сторонникам, что происходит, а места для других маневров особо и не остается. Потому что более вовлеченное занятие оппозиционной деятельностью – это ставка с повышенным риском, к которому партия не готова». Так что, например, при развертывании четвертого сценария КПРФ воскликнет «Вставай, страна огромная!», а при третьем – заявит, что у партии есть решения по «черным лебедям». →
Эксперт Алексей Макаркин рассуждает о том, что Кремль назвал желаемый результат «Единой России» на выборах в Госдуму 2026 года
Комментарий Алексея Макаркина:
Базовые формулы желаемых результатов у нас появились давно – их определяют перед каждой избирательной кампанией. Поэтому неудивительно, что результаты, к которым следует стремиться на выборах в сентябре 2026 года, обозначили и на сей раз. Но здесь интересно, что речь идет о достаточно высокой явке: 55% на выборах в парламент – это явка немаленькая. Это значит, что существенное значение придается теме легитимности выборов, представительности будущего парламента. →
На семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике в мастерской управления «Сенеж» с 28 по 30 ноября обсудили предстоящие в 2026 г. выборы в Госдуму. Об этом «Ведомостям» рассказали четверо собеседников, близких к администрации президента (АП). Традиционно, как бывает перед стартом каждой большой кампании, региональным чиновникам дали общие установки.
Комментарий Ростислава Туровского:
Установка 55% на 55% видится реалистичной, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Ставить сверхзадачи в Кремле не торопятся». →
«Яблоко» организовало за несколько дней заседания двух высших партийных органов – политического комитета и федерального совета, показав при этом неплохую информационную активность. В итоге партия подтвердила, что ее стратегией остается «борьба за мир», а вот тактические акценты смещаются с политпросвещения на реальную выборную работу. «Яблоко» уже называет те регионы, где оно надеется на успех в 2025 году и анонсирует выход на кампанию в Госдуму-2026.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил, что радикально в позиции «Яблока» и ее подаче немногое изменилось. Просто любая партия, чтобы сохранить регистрацию Минюста, должна участвовать в выборах, а «позиция о вине Запада звучала в виде намеков у яблочников и раньше». Между тем, напомнил Макаркин, несмотря на скептическое отношение к выборам, все время СВО яблочники принимали в них участие: «Конечно, нынешняя активизация объясняется и желанием занять партактив, не только же историческими акциями ему заниматься, и приближающимися парламентскими выборами. Партии надо к этому времени понимать, как организовать кампанию, какую стратегию предъявить обществу и т.д.» По его мнению, «Яблоко» пытается возродить и затем – мобилизовать свой традиционный электорат. Это интеллигенция, врачи, учителя и др., которые стали отходить от партии еще в начале 2000-х годов, почему в 2003-м она и не попала в Госдуму. «Но беда «Яблока» в том, что там делают внимание на акценты, а избиратели в целом воспринимает те или иные идеи, не вдаваясь в детали. Например, в 90-е годы яблочники провозглашали, что они за гуманные, то есть «другие», реформы. У людей же отпечаталось в сознании, что «Яблоко» просто за реформы. То есть Явлинский был идейным противником Гайдара, а в глазах людей они стояли рядом. Вот и сейчас, выступая за мирные переговоры и виня обе стороны, партия рискует не попасть к своему избирателю. Потому что лоялисты увидят, что «Яблоко» не в консенсусе, а релоканты услышат, что виноват Запад. Для одних «Яблоко» будет слишком умеренно, для других – слишком оппозиционно», – пояснил «НГ» Макаркин. →
Генассамблея ООН приняла резолюцию о ситуации в Сирии. В предложенном членами Лиги арабских государств документе содержится призыв к официальному Дамаску прекратить кровопролитие и нарушения прав человека. «За» проголосовали 137 стран, 17 воздержались, «против» – 12. Россия в том числе.
Комментарий Алексея Макаркина:
Россия в нынешней ситуации не может прямо защищать Асада, но фактически защищает его, выступая за то, чтобы согласиться с предложениями сирийского президента по проведению в стране референдума, – считает зам. гендиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. – Есть два фактора, определяющих российскую позицию. Первый: Сирия – наш последний партнер на Ближнем Востоке, наш клиент, покупающий оружие и предоставляющий свои порты для захода российских кораблей. Вторая причина лежит за пределами Сирии: Россия не хочет, чтобы внутриполитические вопросы подлежали международному обсуждению. С точки зрения России, вопросы государственного суверенитета выше прав человека. Ливийская история укрепила эту позицию. Москва согласилась в свое время на Ливию, но, после того как выяснилось, что «ливийская резолюция» стала основанием для военного вмешательства, Россия резко ужесточила свою позицию. И в России не знают, кто будет следующим: Ливия, Сирия… И если российская власть, скажем, столкнется с оппозицией, не окажется ли она под ударом? Или события на Северном Кавказе – не станут ли они основанием для вмешательства? В результате мы получаем, что Запад и арабы будут действовать в обход ООН. Скорее всего, признают сирийскую оппозицию легитимной стороной конфликта, после этого ей можно будет открыто направлять оружие, военных советников. Может, попытаются создать «свободную зону» на севере Сирии, где оппозиционеры могли бы находиться под защитой арабского контингента. Все это будет еще более усложнять отношения между Россией и Западом, равно как между Россией и значительной частью арабского мира. →
Процесс замены управленцев в госаппарате на участников специальной военной операции (СВО) начался. Около десяти боевых командиров получили посты на госслужбе или в госкомпаниях: назначение главы батальона «Спарта» Артема Жоги полпредом президента в Уральском федеральном округе пока стало самым ярким переходом. Все они прошли через новую программу обучения «Время героев», на которую делают ставку в Кремле. «Эксперт» искал пределы смены элит и разбирался, как выпускники «Времени героев» будут конкурировать с участниками аналогичных программ довоенного времени.
Комментарий Ростислава Туровского:
Новые кадровые программы стали одним из инструментов замены элиты и ее обновления в глазах общества еще с 2000-х годов, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. По его мнению, они позволили создать мотивацию к продвижению в политике и органах власти для регионов и для молодых поколений, демонстрируя, что элита не закрылась и что шанс есть у каждого. →