09/07/2024
Итоги второго тура парламентских выборов во Франции многих удивили – по сравнению с первым туром кардинально сменился лидер, и вместо правой партии Марин Ле Пен победу одержал левый альянс. Однако сенсацией это назвать сложно: учитывая особенности мажоритарной двухтуровой системы, это был один из возможных вариантов. Победитель первого тура может потерпеть неудачу во втором, если против него объединяются основные соперники. Ставка Эмманюэля Макрона на мобилизацию во втором туре левых и умеренных избирателей оправдалась, считает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Но теперь стоит сложный вопрос о формировании нового правительства.
Комментарий Алексея Макаркина:
По итогам второго тура парламентских выборов во Франции «Национальное объединение» Марин Ле Пен оказалось на третьем месте, а сторонники президента Эмманюэля Макрона получили больше мандатов, чем ожидалось, заняв второе место после альянса левых партий «Новый народный фронт», и их поражение не стало разгромным.
Правда, центристская партия Макрона потеряла около сотни мест в Национальном собрании, что вызывает понятное недовольство людей, которые рассчитывали эти места занимать до 2027 года – года очередных парламентских выборов. Теперь Макрону придется объясняться с собственной партией, так как решение о досрочных выборах он принял единолично.
Сторонники «Национального объединения», лидировавшего после первого тура, теперь говорят о несправедливости мажоритарной системы. Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, то расстановка сил в первой тройке действительно была бы иной: на первом месте были бы сторонники Ле Пен, на втором – «Новый народный фронт», а макроновцы – лишь на третьем. Но шансов на получение абсолютного большинства, которого добивалось «Национальное объединение», у них и в этом случае не было.
Абсолютное большинство для них было возможно только в одном случае – если бы в условиях мажоритарной системы народофронтовцы и макроновцы зачем-то вступили бы в непримиримую борьбу друг с другом. Но в политике такие услуги главным конкурентам никто не оказывает. Так что при любой избирательной системе Францию ожидал «подвешенный» парламент, в котором абсолютного большинства нет ни у кого.
Большинство и меньшинство
Наличие «подвешенного» парламента может привести к длительным коалиционным переговорам. В их рамках могут быть предприняты попытки создания широкой политической коалиции или «технического» кабинета из специалистов. Однако такого опыта в президентской Пятой республике, созданной Шарлем де Голлем в 1958 году, не было – французские политики не привыкли к выстраиванию сложных (и нестабильных) коалиций, свойственных парламентским Третьей и Четвертой республикам. Зато привыкли к тому, что большинство министров являются политиками, и лишь отдельные члены кабинета могут быть технократами или дипломатами.
Но есть и третий путь, который как раз имел место в Третьей республике, – правительство меньшинства. Желание избежать политической нестабильности привело к тому, что главный «конструктор» Пятой республики, ближайший соратник де Голля Мишель Дебре предложил схему, согласно которой президент назначает премьера без голосования по его кандидатуре в парламенте, поэтому в состав кабинета могут войти представители политических сил, у которых нет большинства в парламенте.
В то же время правительство все же должно опираться на большинство депутатов, без которого оно не может проводить законы через Национальное собрание. Как выйти из такой ситуации? Для этого в Конституции есть статья 49.3, согласно которой правительство может не ставить на голосование непопулярный законопроект. Но в этом случае ставится вопрос о вынесении вотума недоверия правительству, и если он проходит, кабинет министров уходит в отставку, но и парламент досрочно распускается и назначаются новые выборы. Если же вотум недоверия проваливается, закон считается принятым.
Хитрость заключается в том, что для голосования за законопроект надо обязательно набрать большинство голосов, а это значит, что любой депутат, воздержавшийся или вообще не голосовавший, может способствовать провалу документа, когда каждый голос на счету. Любой же депутат, в той или иной форме не поддержавший вотум недоверия, на деле выступает за сохранение правительства. А таких депутатов, которые не хотят связывать себя с непопулярным законопроектом, может быть немало. Одни из них поддерживают кабинет по большинству вопросов, которые носят популярный или нейтральный характер (а такие в парламентской практике обычно преобладают). Другие держатся за свои кресла, так как не уверены в собственном переизбрании или у них нет средств на досрочную кампанию.
Так что правительство меньшинства может существовать достаточно устойчиво, хотя и не очень комфортно. В 1988-1991 годах так действовал кабинет социалиста Мишеля Рокара, когда у правящей коалиции было только 47,7% мест в парламенте, причем некоторые из этих депутатов не всегда были лояльны премьеру, но на помощь кабинету пришла группа депутатов-правоцентристов. Некоторые из них даже вошли в состав правительства на индивидуальной основе, но стабильного большинства для принятия всех законов все равно не было, поэтому Рокар использовал статью 49.3 за три года 28 раз и выдержал пять попыток вотумов недоверия.
С 2022 года, когда у блока Макрона уже не было большинства (у него было около 43% мест в парламенте), президент договорился с «Республиканцами», чтобы те не «валили» правительство. Всего правительство Элизабет Борн (2022-2024 годы) использовало спасительную статью 23 раза, а число попыток вотумов недоверия равнялось 28. Самая опасная ситуация для кабинета была в 2023 году, когда Марин Ле Пен и Жан-Люк Меланшон ситуативно объединились, чтобы вынести вотум недоверия после повышения пенсионного возраста – для успеха им не хватило всего девяти голосов.
Вообще в истории Пятой республики вотум недоверия прошел только один раз – в 1962 году. Тогда де Голль распустил парламент и выиграл досрочные выборы.
А что сейчас?
Макрон в любом случае остается ведущим игроком в политическом процессе и будет играть важную роль в переговорах – и как президент с большими конституционными полномочиями, и как политик, контролирующий вторую по численности парламентскую фракцию. Он не превратился в «хромую утку», как это было бы в случае получения «Национальным объединением» абсолютного большинства.
Леворадикал Жан-Люк Меланшон уже заявил, что не пойдет на коалицию с блоком Макрона. Но это его частное мнение, а не позиция всего «Нового народного фронта», в котором у меланшоновской «Непокоренной Франции» 74 мандата из 182. У социалистов и экологов на двоих 87 мандатов. Еще девять мандатов у коммунистов и 12 – у более мелких политических сил. Меланшон претендует на то, чтобы «Фронт» отстаивал перед президентом его кандидатуру в премьеры, но лидеры других партий относятся к этому скептически. Опрос, проведенный компанией Opinion Way до выборов, показал, что в случае победы «Нового народного фронта» французы предпочли бы премьер-министра-социалиста (44%), а не представителя «Непокоренной Франции» (25%).
Вот здесь и могут появиться возможности для создания правительства меньшинства, возглавляемого умеренным левым политиком, к которому могут присоединиться макроновцы. «Непокоренная Франция» и коммунисты в этом случае могут остаться за пределами правительства. А дополнительную поддержку извне кабинет может теоретически получить от части фракции «Республиканцы». Арифметически такой расклад может обеспечить правительству существование. Тем более что леворадикальному Меланшону будет максимально трудно договориться о совместных действиях с правой партией Марин Ле Пен, если речь не идет о мощном раздражителе вроде повышения пенсионного возраста.
Но для такого проекта есть важный ограничитель. «Новый народный фронт» требует проведения радикальной смены политики по сравнению с проводящейся Макроном. Речь идет не просто об отмене повышения пенсионного возраста, введенного при Макроне (с 62 до 64 лет), но и о его снижении до 60 лет. Кроме того, левые уже подняли вопрос о повышении налогов и о многом другом, включая любимую идею Меланшона о переходе от Пятой к Шестой республике с ограничением полномочий президента и отменой вышеупомянутой статьи 49.3 как антидемократической. Есть прагматичная (иногда до цинизма) парламентская арифметика, а есть политология, которая в том числе изучает общественные эмоции и предупреждает, что избиратели не прощают предательства и наказывают за обман на ближайших выборах.
Поэтому французским политикам для формирования правительства придется не только делить портфели, но и выработать программу его действий, которая была бы приемлема для большинства избирателей, голосовавших за «Новый народный фронт», и не оттолкнула бы макроновцев – а это задача чрезвычайно сложная. Если же найти приемлемый вариант не удастся, то Франция может столкнуться с затяжным политическим кризисом.
Центризбирком (ЦИК) на четвертый день после принятия постановления о новой нарезке одномандатных округов на выборах в Госдуму опубликовал документ. Он придет на смену схеме 2015 г. Перенарезке, судя по всему, подверглись около 100 одномандатных округов из 225.
Комментарий Ростислава Туровского:Саратовская и Свердловская области вопреки ожиданиям сохранили свои одномандатные округа (соответственно 4 и 7 округов), причем в поволжском регионе нарезка осталась неизменной. Саратовская область уже была и таким образом осталась одним из идеальных примеров лепестковой нарезки, дающей преимущество единороссам, констатирует вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. →
В КПРФ объявлена электоральная тревога, это подтверждает, например, открытый доклад Центра исследований политической культуры России (ЦИПКР). Партийные аналитики фиксируют резкое усиление недоверия граждан к коммунистам, которыми еще и слабо интересуются самые перспективные для выборов группы населения. Это женщины, люди средних возрастов, жители крупных городов и образованные россияне. Судя по всему, последним выходом из тупика системного консенсуса осталась лишь радикализация по отношению к «Единой России», а может быть, и к власти в целом. Похоже, за троном Геннадия Зюганова идет схватка за право определять – и определить генеральную линию партии.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ», что «ЦИПКР – это серьезная научная школа профессиональной аналитики и социологии», им с момента создания еще в конце советских времен руководит Сергей Васильцов. «Излишне оптимистичные прогнозы опровергались бы очень быстро, поэтому центр предпочитает давать реалистичные прогнозы. И сейчас исследование ЦИПКР предупреждает самих коммунистов: партия в кризисе, в одной из самых сложных ситуаций, которые были в ее истории. С одной стороны, наблюдается смена поколений, уходи часть электорального ядра, которая считали КПРФ преемницей КПСС, то есть «руководящей и направляющей» силой. Людям моложе сорока КПСС уже неинтересна. С другой стороны, в партии Зюганова на много сократился именно ядерный электорат. Одних избирателей разочаровали ее неудачи как силы, которая могла бы чего-нибудь добиться, для других она стала выглядеть слишком провластной», – подчеркнул Макаркин. Вот и получается, что хотя левые идеи в обществе популярны, поддержка КПРФ уменьшается. «Исследование проведено добротно в хорошем академическом стиле. Добросовестные профессионалы честно видят трудную ситуацию и пытаются на нее повлиять. Но если раньше исследования уходили в закрытом виде на стол руководству, то сейчас ситуация, похоже, зашла так далеко, что решено опубликовать все в открытую, чтобы мог ознакомиться весь актив», – предположил он. →
Наиболее вероятными кандидатами на место главы Римской католической церкви после смерти папы Франциска являются госсекретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин и посланник папы по Украине кардинал Маттео Дзуппи, считают эксперты, опрошенные РИА Новости. Вместе с тем, среди претендентов есть и менее известные фигуры, а том числе из Азии и Африки.
Комментарий Алексея Макаркина:Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал фаворитами Паролина и посланника папы Франциска по Украине кардинала Маттео Дзуппи. →
Как заметила «НГ», «Новые люди» стали сильно разбавлять свою либерально-модернистскую риторику патриотическими добавками, причем временами весьма «скрепными». Это, например, акции «В России вкуснее» или «Меняй на российское». Блогерам объясняют, как стать полезным стране, награждают за антидроновые системы и возят на СВО гумпомощь. Наверное, пятая системная партия посчитала, что прежнего электората не хватит, чтобы занять в Госдуме-2026 уже не последнее место.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «На самом деле «Новые люди» никогда не были чисто либеральным проектом, скорее их позиционировали как партию модернистскую, для среднего класса и прогрессивного избирателя – предпринимателей из малого и среднего бизнеса, жителей средних и крупных городов. Партия выступила на выборах в 2021 году на лозунгах за обновление и прогресс, за поддержку бизнеса и местного самоуправления, за образовательные проекты и инвестиции в будущее. Модернистскую повестка пересекается, но она все же не тождественна либеральному курсу». И он напомнил, что и раньше «Новые люди» «аккуратной красной нитью проводили патриотический нарратив»: «Просто на фоне других партий, ругающих либералов, «Новые» не выглядели антилиберальными. Но когда на президентских выборов часть электората Надеждина ушла к кандидату «Новых людей» возникли проблемы с имиджевым позиционированием. Они хотят подчеркнуть, что выступают за развитие страны исключительно с патриотических позиций в рамках спецоперационного консенсуса. Потому и за наиболее громкие провластные инициативы голосуют вместе со всеми. И поддержка традиционных семейных ценностей – это сейчас тоже часть консенсуса. Потому, дескать, и иностранные кампании пусть возвращаются, но за это платят. Но в то же время под самыми неоднозначными и репрессивными законами партия старается не подписываться». По словам Макаркина, сложность для «Новых людей» в том, что голосование за них неустойчивое, оно во многом зависит от внешних факторов. «За них по-прежнему скорее проголосуют те, для кого они представляют самую близкую идеологию из парламентских партий, а это умеренные либералы. Партия же хочет привлечь и умеренных патриотов. То есть и «либералов, которые за своих», и патриотов, которые «за самореализацию». Так что расчет здесь на расширение, а не замещение электоральной ниши», – пояснил Макаркин. →
Ленинский райсуд Владивостока 22 апреля решил принять иск бывшего депутата Заксобрания Приморского края Артема Самсонова (КПРФ) о признании юридическим фактом его уголовное преследование по политическим мотивам. Процесс ожидается небыстрый, но он может стать прецедентом. Об этом партия заявляет и в резолюции специального круглого стола о судебных репрессиях против оппозиции, предлагая властям разработать критерии «политически мотивированных дел». Похоже, коммунисты рассчитывают приобрести имидж гонимых, чтобы получить на выборах больше протестных голосов.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подтвердил «НГ»: «Те, кто моложе сорока, уже не помнят ни советскую жизнь, ни еще более давние репрессии. Однако и для людей более старшего возраста нынешние коммунисты – это часть современного политического ландшафта, это системная партия, которая заседает в Госдуме. →
Активисты петербургского комсомола надеются к осени пройти все судебные инстанции, чтобы подать в Конституционный суд (КС) РФ жалобу на фактическую отмену свободы собраний в стране. Во многих регионах теперь сложно согласовать с властями уведомление на массовое мероприятие. Юрслужба КПРФ курирует эту тяжбу, которой сейчас занимается Верховный суд (ВС). Ограничения на уличные акции затрудняют коммунистам политическую работу – и предвыборную агитацию, и взаимодействие с низовым рабочим движением.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Теоретически для коммунистов важна работа с пролетариатом, но на практике все сложнее. Зачем рабочие нужны коммунистам – это понятно, это голоса на выборах. Но зачем рабочим нужны коммунисты, объяснить уже сложнее. Сейчас все боятся забастовок, чтобы не лишиться работы, да и живет пролетариат теперь в квартирах, а не казармах». Поэтому, полагает он, левые могут заинтересовать рабочих разве что бесплатной юрпомощью при спорах с работодателем или историческими акциями, на которых демонстрируются красные знамена. «Шансы левых на продуктивную работу с рабочим классом небольшие», – считает Макаркин. →
В ИСПОЛКОМЕ «ЕДИНОЙ РОССИИ» ПРОДОЛЖАЮТСЯ КАДРОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ВЛАДИМИР ЯКУШЕВ ПЕРЕСТРАИВАЕТ ПАРТИЙНЫЙ ИСПОЛКОМ Новый секретарь «Единой России» Владимир Якушев (работал и. о. с лета 2024 г., утвержден на съезде в декабре 2024 г.) продолжает менять структуру и состав центрального исполкома (ЦИК) партии. На прошлой неделе президиум генсовета назначил на должность замруководителя ЦИК главу партийного управления информации и социальных коммуникаций Ольгу Фролову.
Комментарий Ростислава Туровского:Для ЦИК «Единой России», как для партийного органа, работающего буквально денно и нощно, всегда важны профессионализм и сплоченность команды, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «При каждом новом секретаре генсовета это означает заметные кадровые перестановки. Но это никогда не означает тотальную чистку, поэтому профессиональные аппаратчики могут работать там и достаточно долго, – говорит эксперт. – Так было при Турчаке, который продвигал людей из своего окружения, которые впоследствии покинули ЦИК». Якушев старается усилить свои позиции, сказал эксперт, но и сохранить профессионалов в партийном аппарате. →
Лидер «Справедливой России – За правду» (СРЗП) Сергей Миронов продолжает предвыборные поездки по разным регионам. Например, 17 апреля он прибыл в Тюменскую область, а в субботу будет уже в Курганской области, где сильны левые настроения и в этом году переизбирают Заксобрание. СРЗП продолжает преследовать КПРФ и через перехват ее инициатив. Скажем, в ответ на автопробег «Наша Великая Победа» эсэры ответят «Велоэкспедицией Победы». Похоже, сценарий выборов ближайших двух лет действительно предполагает борьбу этих политсил за ту часть левого и патерналистского электората, которую не смогут взять себе «Единая Россия» и ЛДПР. И именно СРЗП скорее всего будет признана полезной для этого партией, тогда как КПРФ, видимо, окажется для власти ненужной.
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Эсэры пересекаются с коммунистами в борьбе за левый периферийный электорат, не являющийся ядерным для обеих партий. Есть много избирателей, которые за социальную справедливость – и в принципе они могут проголосовать за ту или другую партию». Он напомнил, что ранее СРЗП даже предлагала КПРФ объединиться, чтобы совместить электоральный потенциал. «Хотя на деле предложение было недружественное. Во-первых, рейтинги КПРФ были выше, чем у СРЗП. Во-вторых, ядерный идеологический электорат и актив этого бы не понял, по сути произошло бы размывание идентичности коммунистов. В-третьих, не факт, что, объединившись, они добились бы эффекта аккумуляции голосов. Поэтому предложение было отклонено», – заметил Макаркин. →
Новый секретарь «Единой России» Владимир Якушев (работал и. о. с лета 2024 г., утвержден на съезде в декабре 2024 г.) продолжает менять структуру и состав центрального исполкома (ЦИК) партии. На прошлой неделе президиум генсовета назначил на должность замруководителя ЦИК главу партийного управления информации и социальных коммуникаций Ольгу Фролову. Давняя соратница Якушева, с которой он работал в разных должностях с начала 2000-х, теперь отвечает за информационную политику «Единой России», рассказали четыре источника в партии. До июля 2024 г. управлением руководила Анастасия Костикова.
Комментарий Ростислава Туровского:Для ЦИК «Единой России», как для партийного органа, работающего буквально денно и нощно, всегда важны профессионализм и сплоченность команды, полагает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «При каждом новом секретаре генсовета это означает заметные кадровые перестановки. Но это никогда не означает тотальную чистку, поэтому профессиональные аппаратчики могут работать там и достаточно долго, – говорит эксперт. – Так было при Турчаке, который продвигал людей из своего окружения, которые впоследствии покинули ЦИК». Якушев старается усилить свои позиции, сказал эксперт, но и сохранить профессионалов в партийном аппарате. →
В городе Ревда Свердловской области прошло выдвижение кандидатов в местную Думу. 90 человек в основном представляют «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию – За правду» (СРЗП) и «Новых людей». 18 мая пройдет досрочное переизбрание 20 депутатов. Все системные силы смогут испытать себя перед летними региональными кампаниями. В ходе единых дней голосования (ЕДГ) партии часто договариваются по мандатам, но в политически разогретой Ревде этого, видимо, не будет – как и на выборах Госдумы. Похоже, что прогнозы на 2026 год решено проверить в своего рода «пробирке».
Комментарий Алексея Макаркина:Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «В Ревде есть реальная политическая конкуренция, поэтому на выборах объявились представители разных сил. Сейчас многое будет зависеть и от самих партий, и от внутриэлитных связей». Он напомнил, что вообще-то именно муниципальные выборы в последние годы самые конкурентные, хотя по своей сути они и считаются деполитизированными. «Поскольку городок маленький, а выборы – в гордуму, то рисков для партий больших нет, а историю успеха показать можно. И раз ситуация заранее подогрета, то партии этим просто пользуются», – полагает Макаркин. →