07/05/2024
Когда уйдет нынешний кабинет и зачем нужна эта процедура После инаугурации избранного главы государства согласно Конституции действующий кабинет министров уходит в отставку. Затем президент предлагает кандидатуру нового премьера Госдуме. Это зафиксировано в ст. 11 Конституции и в ст. 7 закона о правительстве. После вступления в должность у президента у есть две недели, чтобы внести кандидатуру председателя правительства. До этого момента исполнять обязанности будет прежний кабинет министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин подчеркивает, что отставка кабмина – обязательная процедура после избрания президента, и никак не зависит от результата работы правительства и его эффективности.
При каких еще обстоятельствах правительство может уйти в отставку
Нынешняя смена правительства будет 15-й по счету в истории современной России с 1993 г., когда была принята Конституция. Кабинет тогда возглавил Виктор Черномырдин.
Новый срок президента – не единственное основание для отставки правительства. Ст. 117 Конституции и глава 5 федерального конституционного закона о правительстве предусматривают несколько оснований.
Например, премьер-министра и правительство может отправить в отставку президент. Он не обязан объяснять причину своих действий, и это может произойти в любой момент. Отставка премьера автоматически означает роспуск кабмина.
Отставка может быть и добровольной. Но здесь также свою роль играет президент: он может как принять отставку, так и отклонить ее. Последний такой случай произошел в 2020 г., когда об отставке заявил премьер Дмитрий Медведев (сейчас зампред Совета Безопасности).
Правительство менялось за рамками электоральных циклов восемь раз. В 1998 г. президент Борис Ельцин отправил в отставку кабинет Виктора Черномырдина и назначил премьером Сергея Кириенко. После дефолта Кириенко был отправлен в отставку, а кабмин возглавил Евгений Примаков. Менее года спустя свой кабинет сформировал Сергей Степашин, а затем, 9 августа 1999 г. премьером стал Владимир Путин.
Михаила Касьянова на Михаила Фрадкова Путин сменил накануне очередных выборов в 2004 г. В 2007 г. Фрадков добровольно подал в отставку, вместо него был назначен Виктор Зубков. Последним внеочередным назначением был кабинет Михаила Мишустина.
Инициировать отставку может Госдума, если вынесет вотум недоверия правительству. При этом президент может принять вотум, а может и отказаться, вместо этого распустив Госдуму.
Палата должна проголосовать за вотум дважды. «Вотум недоверия правительству – это инструмент обоюдоострый. Депутаты рискуют потерять мандаты», – подчеркнул Макаркин. Он напомнил, что в 1995 г. депутаты набрали нужное количество голосов за вотум недоверия правительству Виктора Черномырдина. Его инициировал депутат Сергей Глазьев (ДПР).
Поводом стал теракт в Буденновске: депутаты сочли, что вина за него лежит на руководителях силовых ведомств. Черномырдин, опередив повторное голосование Госдумы по вопросу о недоверии, сам поставил в нижней палате вопрос о доверии правительству. Но тогда большинство депутатов выразило доверие кабмину.
Было еще несколько попыток инициировать вотум. Кроме первого раза его всегда инициировали коммунисты: в 1997 г. Черномырдину, в 2001 и 2003 гг. Михаилу Касьянову, в 2004 г. Михаилу Фрадкову. Все эти разы депутаты и с первого раза не набрали нужное количество голосов. Поэтому прецедентов отставки кабмина по такому основанию не было.
Когда пройдет отставка правительства в 2024 г.
Отставка правительства происходит в день инаугурации президента. С 2000 г. она всегда проходит 7 мая. Премьер-министр Михаил Мишустин должен объявить о прекращении полномочий правительства перед избранным главой государства. Это решение оформляется соответствующим распоряжением президента в день инаугурации.
Максимальный срок для формирования нового правительства в соответствии со ст. 111 и 112 Конституции составляет месяц.
10 мая Госдума может утвердить премьер-министра, назначено перенесенное с 8 мая заседание, сообщили «Ведомостям» двое депутатов Госдумы. По закону он должен сделать это в течение двух недель после инаугурации. Депутаты должны вынести свое решение в течение недели. В случае утверждения новый глава кабинета в течение недели представляет президенту предложения по структуре и составу своего правительства.
«Это может быть как старый, так и новый премьер – тут президент не ограничен», – подчеркивает Макаркин. Кандидатура премьер-министра утверждается нижней палатой парламента, и после ее утверждения президент назначает нового главу правительства.
До поправок в Конституцию 2020 г. депутаты не могли влиять на избрание членов правительства, этим занимались только президент и премьер-министр. После поправок 2020 г. Госдума получила право голосовать за членов правительства – глав несиловых ведомств. Решение о назначении премьера утверждается простым большинством – 226 депутатов из 450. 324 мандата занимают депутаты «Единой России», 57 КПРФ, 27 «Справедливая Россия», 23 ЛДПР и 15 «Новые люди».
Что касается силовых структур, то здесь президент консультируется (что носит лишь рекомендательный характер со стороны сенаторов) с Советом Федерации. Согласно ст. 102 Конституции, сенаторы консультируют по назначениям глав Минобороны, МВД, Минюста, МЧС и МИД.
Действующие члены правительства продолжают исполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.
Ст. 112 Конституции предусматривает, что председатель правительства не позднее чем через неделю после назначения представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
Премьер-министр представляет Госдуме на утверждение кандидатуры заместителей председателя правительства и федеральных министров. Сроки в данном случае не прописаны.
Когда была предыдущая отставка правительства РФ
В 2018 г. после избрания Путина на выборах происходил аналогичный процесс отставки правительства. Тогда премьер-министром был во второй раз назначен Дмитрий Медведев.
15 января 2020 г. правительство во главе с Медведевым подало в отставку после послания президента Федеральному собранию. Он заявил об этом сразу после оглашения послания президента Федеральному собранию, когда Путин анонсировал поправки в Конституцию, которые касались, в частности, и правительства.
Владимир Путин начал визит в Китай. Ранее власти КНР опубликовали призывы к другим странам присоединиться к общему проекту модернизации и создания более справедливого и равноправного международного порядка ради всеобщего благополучия. Доклад «Модернизация Китая: Путь вперед» подготовлен сразу на четырех языках – китайском, английском, французском и русском.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →
Во все пять субъектов РФ, откуда их главы ушли в правительство и администрацию президента, Владимир Путин 15 мая отправил врио губернаторов. При этом оказалось, что прежняя единая тенденция подбора кадров как бы нарушена. Варяг-технократ в списке только один, но и силовик тоже один. Выпускников «Школы губернаторов» – лишь двое, а отличившихся на СВО и вовсе нет. Зато трое – это местные политики, от услуг которых федеральный Центр вроде бы отказался.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Судя по всему, единого вектора в подборе кадров нет, а опыт с варягами действительно не дал вау-эффекта, отсюда и местные». Но эксперт отметил и те несколько моментов, которые не поменялись. Во-первых, все врио – это государевы люди, они завязаны на президента. Во-вторых, любого губернатора могут снять в любой момент по утрате доверия. В-третьих, сохраняются стимулы для губернаторов, которые когда-нибудь смогут получить назначение в федеральные органы власти. Макаркин полагает, что для каждого из вакантных регионов врио подбирался с учетом тамошней специфики. Скажем, Хабаровск и Калининград по-своему приграничные регионы. В Кемеровской области врио связан с экс-губернатором Аманом Тулеевым. А в Калининградской – с той же отраслью, откуда пришел и куда ушел Алиханов, что явно это не случайно. «В любом случае человек, поставленный руководить регионом из центра, реализует там ту политику, которая в данный момент федеральным Центром востребована», – подчеркнул эксперт. →
Президент Владимир Путин 15 мая назначил своими указами врио глав пяти регионов, после того как четверо губернаторов перешли в правительство, а один – в администрацию президента. В указах говорится, что заместитель генпрокурора Дмитрий Демешин назначен врио губернатора Хабаровского края, замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных – врио главы Калининградской области. Еще в трех регионах новыми главами стали первые заместители губернаторов: Кузбасс возглавил Илья Середюк, Курскую область – Алексей Смирнов, Тульскую область – Дмитрий Миляев.
Комментарий Ростислава Туровского:
Калининградская область сейчас нуждается в федеральной поддержке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Она необходима и для создания новых стимулов развития ее промышленности, и для обеспечения транспортной связи, и для продолжения подъема внутреннего туризма». →
Исполняющим обязанности главы Кузбасса до особого распоряжения назначен первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Илья Середюк, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства области. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на днях предложил кандидатуру действующего главы Кузбасса Сергея Цивилева на пост министра энергетики. Его инициативу поддержали в комитете Госдумы по энергетике и 14 мая президент РФ Владимир Путин назначил губернатора главой Минэнерго.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексея Макаркина, назначения губернаторов на новые посты означает, что Москва высоко оценила их деятельность. Он также отметил, что схема назначений в целом напоминает советскую практику. Макаркин уточнил, что, например, Цивилев руководил угольным регионом, а это один из компонентов функционала министерства энергетики. Поэтому его назначение на пост главы ведомства выглядит логично. →
В Госдуме и Совете Федерации 14 мая прошли заседания по новому правительству. Депутаты утвердили министров, которыми руководит премьер, сенаторы подвели итоги консультаций по главам ведомств, подчиняющихся президенту. Так были реализованы конституционные полномочия палат Федерального собрания, появившиеся в 2020-м. Эксперты отметили, что процедура еще не обросла традициями. Для этого нужна не презентация авторитета парламента, а отклоненные кандидатуры или удовлетворенные отставки. Так что пока нет ответственного перед Госдумой кабинета министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Притом что сама процедура пока может быть охарактеризована как формальная, все-таки стоит ожидать, что со стороны исполнительной власти внимание к запросам и обращениям депутатов повысится. Конечно, министры не слишком чувствительны к критике, но все же никому не хочется нарваться на публичные претензии депутатов». По его словам, процедура является формальной, ничего реально не меняется ни для избирателей, ни для правительства. Для министров по-прежнему есть два начальника – президент и премьер. И то, что «кабмин утвержден в такие короткие сроки, это только подтверждает». Как напомнил Макаркин, депутаты Госдумы могут лишь посодействовать снятию уже провинившегося и неугодного президенту министра, но не более того. Избиратели же смотрят больше на то, сколько денег депутат привлек в курируемый регион. Поэтому-то в целом авторитет парламента пока и не повысился. →
Московский патриархат ищет альтернативу европейским экуменическим объединениям.
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «уход РПЦ в Азию не будет иметь масштабного характера». «Сейчас у РПЦ проблемы не только со Всемирным советом церквей, но и с европейскими церквами. Причем эти проблемы возникли еще задолго до конфликта в Украине. Он только усилил эти процессы. С Европой отношения были непростые в связи с темами нетрадиционных семей, женского священства и т.д., и все это было задолго до 2022 года. Из-за этого практически остановился богословский диалог с европейскими протестантами. И сейчас у РПЦ есть желание изучить, что есть в Азии и какие есть альтернативы», – пояснил политолог в беседе с «НГР». →
В ближайшие две недели Владимир Путин может назначить новых врио глав регионов, которые заменят четверых губернаторов, которые переходят в правительство. Об этом «Ведомостям» сказали два источника, близких к администрации президента (АП). «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Вакантными будут посты губернаторов Калининградской, Кемеровской, Курской областей и Хабаровского края.
Комментарий Ростислава Туровского:
Избираться новому врио Хабаровского края будет несложно, поскольку в регионе нет сильной оппозиции, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «КПРФ практически развалилась, ЛДПР неизбежно подыграет новому главе. Будет только проблема низкой явки». Региону было бы неплохо обрести губернатора-хозяйственника, считает эксперт: «Развивается он неровно, проектов много, но ими надо заниматься постоянно, а также привлекать новых инвесторов. Пока для местных жителей слишком типичен пессимизм и неверие в будущее региона. Новому главе надо будет с этим бороться». →
Комментарий Алексея Макаркина:
Одним из ключевых назначений в ходе формирования нового правительства России стало повышение главы Минпромторга Дениса Мантурова до первого вице-премьера, заявил в беседе с NEWS.ru вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. По его словам, это отражает смену приоритета в курсе кабмина. →
По итогам рассмотрения кандидатур вице-премьеров председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что с 13 мая 2024 года депутаты несут часть ответственности за деятельность исполнительной власти. А та, мол, должна понимать, что теперь от ее работы зависит еще и результат выборов 2026 года. Позиции в Госдуме девятого созыва, похоже, и стали причиной для ухода КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) в частичную оппозицию к кабинету министров. Хотя коммунисты и эсэры только воздерживались по отношению к некоторым из зампредов, такое поведение выглядело чисто электоральным. В том числе и поэтому политическая спецоперация «расцвет демократии на Охотном Ряду» открыто модерировалась спикером, а это означает, что она, видимо, была санкционирована сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:
На это вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: особенность исторического времени, когда в России был настоящий «разгул демократии», заключалась в том, что тогда предлагаемую кандидатуру премьера, а раньше даже и вице-премьеров с министрами могли не утвердить в парламенте. Так и было с Виктором Черномырдиным в 1998 году. «Сейчас провалить назначение невозможно в принципе, конституционное большинство у ЕР. При этом кандидаты поддержаны еще ЛДПР и «Новыми людьми», хотя это уже никому не интересно. Но конкретно две партии позиционируют себя как оппозиция. Это КПРФ и СРЗП, которые при этом как раз и конкурируют на левом поле за протестного избирателя. И раз коммунисты не поддержали Мишустина, то эсэры, видимо, возмутились этим. То есть получается, они, мол, в глазах избирателей та же ЕР, только второго сорта, люди не голосуют за «партии второго сорта», когда рядом есть «сорт первый». И на самом деле именно для партии Миронова одна из самых больших проблем – это ее недооппозиционность», – подчеркнул эксперт. По его мнению, это, конечно, дозволено сверху, но выгодно не Кремлю, а самим партиям. Это чисто партийный пиар – и хотя широкий круг избирателей сейчас вряд ли это заметит, однако обе партии получили набор аргументов, которые они предъявят в разговоре с электоратом. →
Академический экономист и бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов приходит в Минобороны на фоне растущих оборонных расходов, необходимости «вписать экономику силового блока в экономику страны» и ареста заместителя Сергея Шойгу
Комментарий Алексея Макаркина:
«Белоусов – человек стратегически мыслящий, что проявилось в большом интервью РБК на ПМЭФ в 2023 году, где он говорил достаточно концептуальные вещи, и про современное мироустройство, и про геополитику, и про перспективы развития современного мира», – отмечает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. В этом интервью Белоусов, например, говорил, что «Россия может стать хранителем традиционных ценностей Запада», а чтобы стране быть суверенной необходимо «обладать собственными смыслами». →