30/08/2017
Россия впервые будет определена Украиной на законодательном уровне как «страна-агрессор», заявила представитель президента Украины в Верховной раде Ирина Луценко
Комментарий Георгия Чижова:
Кажется, едва ли не в 2014 году я предлагал неформально поделить санкции на два пакета: так называемые «крымские» и «донбасские». «Крымские» санкции не слишком болезненны для России - этот пакет скорее символический, обозначающий, что с переходом Крыма в состав Российской Федерации ведущие страны мира не согласны. А вот связанные с Донбассом санкции болезненны, и в случае если Россия как-то продемонстрирует, что оттуда ушла, они могут быть в основном отменены.
Что касается законодательного определения «страны-агрессора», то, конечно, это важно с символической точки зрения. В принципе, в Украине за эти годы было принято довольно много местных актов об определении России страной-агрессором. Причем в 2015 году прошли местные выборы, и по этому поводу были переголосования. Ну, особенно интересно было, когда такие переголосования проходили в восточных регионах Украины. Потому что убеждать кого-то в западной части Украины, что Россия является страной-агрессором, не надо - для всех там это и так очевидно, а вот на востоке бывали споры по этому поводу.
Помимо символического значения, это определение, закрепленное в законе, еще может стать отсылочной нормой для других решений, которые впоследствии будут приниматься. Например, если это будет - это предположительно, конечно - с ограничением доступа какой-то продукции на украинский рынок, с показом каких-то фильмов. С одной стороны, и так уже много чего запрещено… но для этого всякий раз изобретались какие-то отдельные причины, а теперь можно будет по любому поводу ссылаться на эту норму. Потому что «страна-агрессор» - это серьезно.
Ну, если есть желание попредставлять какие-то страшилки, то могут быть введены ограничения на сотрудничество со средствами массовой информации страны-агрессора, например. Не думаю, впрочем, что так будет сделано, не думаю, что Украина заинтересована в тотальном запрете контактов своих граждан с Россией - тем более, что и Россия - не что-то единое, она состоит из разных лиц и те же средства массовой информации в ней очень разные. Но я имею в виду, что, в принципе, эта норма может стать железным основанием для каких-либо ограничений.
Почему это происходит именно сейчас? Ну, процесс потихоньку развивается. Получается, что сейчас состояние враждебности даже более ощутимо (особенно в нормативных актах), чем в 2014 году, когда в Донбассе велись активные боевые действия. Думаю, в 2014 году был шок, и реакция просто не успевала за происходящим. А сейчас многое приводится в соответствие реальности, ведутся переговоры о введении визового режима, например. И, похоже, его введение с каждым годом становится все более реалистичным. Хотя сейчас я снова уже думаю, что в ближайшее время это вряд ли возможно. Но какие-то усложнения для въезда российских граждан вполне могут быть введены - например, разрешат въезд только по биометрическим паспортам.
Несмотря на то, что по итогам встречи в Минске спецпредставителя госдепартамента США по Украине Курта Волкера и помощника президента России Владислава Суркова на Украине высказывался и оптимизм, пока на этот счет можно только теоретизировать.
Перспективы пока по-прежнему очень туманны. Пока официально заявлено было, что все происходит в рамках Минских соглашений. А в рамках Минских соглашений, в общем, ничего нового ожидать не следует.
Высказывался по этому поводу, впрочем, и оптимизм - например, заместителем министра временно оккупированных территорий Украины Юрием Грымчаком. По-моему, тогда еще встреча Суркова и Волкера не закончилась, когда он заявил, что, по его сведениям, Россия готова уйти из Донбасса и передать Украине контроль над границей - под гарантии того, что не будет реализован взрывной сценарий. А гарантию, наверно, могло бы дать только введение в регион международного миротворческого контингента.
Надо сказать, что президент Украины Петр Порошенко как раз в это время говорил о возможности введении международного контингента, что придавало правдоподобия заявлениям Грымчака. Но на деле на сегодня непонятно, ведутся ли переговоры в этом направлении. Раньше Россия категорически не соглашалась ни с международным контингентом, ни с передачей контроля над границей до реализации других пунктов Минских соглашений. Но тут уже надо смотреть на практике.
В принципе, такой путь обозначен, но он означает, по факту, уступки с российской стороны. И если это действительно произойдет, это будет означать, что Россия и правда не считает себя заинтересованной в том, чтобы заморозить этот конфликт в состоянии статус-кво, повесить на Украину проблему, не имеющую шансов разрешиться.
Ну, думаю, месяц-другой - и мы поймем, куда все движется. А пока мнения можно высказывать только чисто теоретически. Мы не понимаем, о чем говорили за закрытыми дверями Сурков и Волкер и до чего договорились. Официальных заявлений с тех пор не делалось, да и другой информации очень мало.
Владимир Путин начал визит в Китай. Ранее власти КНР опубликовали призывы к другим странам присоединиться к общему проекту модернизации и создания более справедливого и равноправного международного порядка ради всеобщего благополучия. Доклад «Модернизация Китая: Путь вперед» подготовлен сразу на четырех языках – китайском, английском, французском и русском.
Комментарий Алексея Макаркина:
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: →
Во все пять субъектов РФ, откуда их главы ушли в правительство и администрацию президента, Владимир Путин 15 мая отправил врио губернаторов. При этом оказалось, что прежняя единая тенденция подбора кадров как бы нарушена. Варяг-технократ в списке только один, но и силовик тоже один. Выпускников «Школы губернаторов» – лишь двое, а отличившихся на СВО и вовсе нет. Зато трое – это местные политики, от услуг которых федеральный Центр вроде бы отказался.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ»: «Судя по всему, единого вектора в подборе кадров нет, а опыт с варягами действительно не дал вау-эффекта, отсюда и местные». Но эксперт отметил и те несколько моментов, которые не поменялись. Во-первых, все врио – это государевы люди, они завязаны на президента. Во-вторых, любого губернатора могут снять в любой момент по утрате доверия. В-третьих, сохраняются стимулы для губернаторов, которые когда-нибудь смогут получить назначение в федеральные органы власти. Макаркин полагает, что для каждого из вакантных регионов врио подбирался с учетом тамошней специфики. Скажем, Хабаровск и Калининград по-своему приграничные регионы. В Кемеровской области врио связан с экс-губернатором Аманом Тулеевым. А в Калининградской – с той же отраслью, откуда пришел и куда ушел Алиханов, что явно это не случайно. «В любом случае человек, поставленный руководить регионом из центра, реализует там ту политику, которая в данный момент федеральным Центром востребована», – подчеркнул эксперт. →
Президент Владимир Путин 15 мая назначил своими указами врио глав пяти регионов, после того как четверо губернаторов перешли в правительство, а один – в администрацию президента. В указах говорится, что заместитель генпрокурора Дмитрий Демешин назначен врио губернатора Хабаровского края, замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных – врио главы Калининградской области. Еще в трех регионах новыми главами стали первые заместители губернаторов: Кузбасс возглавил Илья Середюк, Курскую область – Алексей Смирнов, Тульскую область – Дмитрий Миляев.
Комментарий Ростислава Туровского:
Калининградская область сейчас нуждается в федеральной поддержке, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «Она необходима и для создания новых стимулов развития ее промышленности, и для обеспечения транспортной связи, и для продолжения подъема внутреннего туризма». →
Исполняющим обязанности главы Кузбасса до особого распоряжения назначен первый заместитель губернатора – председатель правительства региона Илья Середюк, сообщили ТАСС в пресс-службе правительства области. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на днях предложил кандидатуру действующего главы Кузбасса Сергея Цивилева на пост министра энергетики. Его инициативу поддержали в комитете Госдумы по энергетике и 14 мая президент РФ Владимир Путин назначил губернатора главой Минэнерго.
Комментарий Алексея Макаркина:
По мнению вице-президента Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексея Макаркина, назначения губернаторов на новые посты означает, что Москва высоко оценила их деятельность. Он также отметил, что схема назначений в целом напоминает советскую практику. Макаркин уточнил, что, например, Цивилев руководил угольным регионом, а это один из компонентов функционала министерства энергетики. Поэтому его назначение на пост главы ведомства выглядит логично. →
В Госдуме и Совете Федерации 14 мая прошли заседания по новому правительству. Депутаты утвердили министров, которыми руководит премьер, сенаторы подвели итоги консультаций по главам ведомств, подчиняющихся президенту. Так были реализованы конституционные полномочия палат Федерального собрания, появившиеся в 2020-м. Эксперты отметили, что процедура еще не обросла традициями. Для этого нужна не презентация авторитета парламента, а отклоненные кандидатуры или удовлетворенные отставки. Так что пока нет ответственного перед Госдумой кабинета министров.
Комментарий Алексея Макаркина:
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «Притом что сама процедура пока может быть охарактеризована как формальная, все-таки стоит ожидать, что со стороны исполнительной власти внимание к запросам и обращениям депутатов повысится. Конечно, министры не слишком чувствительны к критике, но все же никому не хочется нарваться на публичные претензии депутатов». По его словам, процедура является формальной, ничего реально не меняется ни для избирателей, ни для правительства. Для министров по-прежнему есть два начальника – президент и премьер. И то, что «кабмин утвержден в такие короткие сроки, это только подтверждает». Как напомнил Макаркин, депутаты Госдумы могут лишь посодействовать снятию уже провинившегося и неугодного президенту министра, но не более того. Избиратели же смотрят больше на то, сколько денег депутат привлек в курируемый регион. Поэтому-то в целом авторитет парламента пока и не повысился. →
Московский патриархат ищет альтернативу европейским экуменическим объединениям.
Комментарий Алексея Макаркина:
Однако первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что «уход РПЦ в Азию не будет иметь масштабного характера». «Сейчас у РПЦ проблемы не только со Всемирным советом церквей, но и с европейскими церквами. Причем эти проблемы возникли еще задолго до конфликта в Украине. Он только усилил эти процессы. С Европой отношения были непростые в связи с темами нетрадиционных семей, женского священства и т.д., и все это было задолго до 2022 года. Из-за этого практически остановился богословский диалог с европейскими протестантами. И сейчас у РПЦ есть желание изучить, что есть в Азии и какие есть альтернативы», – пояснил политолог в беседе с «НГР». →
В ближайшие две недели Владимир Путин может назначить новых врио глав регионов, которые заменят четверых губернаторов, которые переходят в правительство. Об этом «Ведомостям» сказали два источника, близких к администрации президента (АП). «Ведомости» направили запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Вакантными будут посты губернаторов Калининградской, Кемеровской, Курской областей и Хабаровского края.
Комментарий Ростислава Туровского:
Избираться новому врио Хабаровского края будет несложно, поскольку в регионе нет сильной оппозиции, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский: «КПРФ практически развалилась, ЛДПР неизбежно подыграет новому главе. Будет только проблема низкой явки». Региону было бы неплохо обрести губернатора-хозяйственника, считает эксперт: «Развивается он неровно, проектов много, но ими надо заниматься постоянно, а также привлекать новых инвесторов. Пока для местных жителей слишком типичен пессимизм и неверие в будущее региона. Новому главе надо будет с этим бороться». →
Комментарий Алексея Макаркина:
Одним из ключевых назначений в ходе формирования нового правительства России стало повышение главы Минпромторга Дениса Мантурова до первого вице-премьера, заявил в беседе с NEWS.ru вице-президент Центра политических технологий НИУ ВШЭ Алексей Макаркин. По его словам, это отражает смену приоритета в курсе кабмина. →
По итогам рассмотрения кандидатур вице-премьеров председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что с 13 мая 2024 года депутаты несут часть ответственности за деятельность исполнительной власти. А та, мол, должна понимать, что теперь от ее работы зависит еще и результат выборов 2026 года. Позиции в Госдуме девятого созыва, похоже, и стали причиной для ухода КПРФ и «Справедливой России – За правду» (СРЗП) в частичную оппозицию к кабинету министров. Хотя коммунисты и эсэры только воздерживались по отношению к некоторым из зампредов, такое поведение выглядело чисто электоральным. В том числе и поэтому политическая спецоперация «расцвет демократии на Охотном Ряду» открыто модерировалась спикером, а это означает, что она, видимо, была санкционирована сверху.
Комментарий Алексея Макаркина:
На это вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напомнил «НГ»: особенность исторического времени, когда в России был настоящий «разгул демократии», заключалась в том, что тогда предлагаемую кандидатуру премьера, а раньше даже и вице-премьеров с министрами могли не утвердить в парламенте. Так и было с Виктором Черномырдиным в 1998 году. «Сейчас провалить назначение невозможно в принципе, конституционное большинство у ЕР. При этом кандидаты поддержаны еще ЛДПР и «Новыми людьми», хотя это уже никому не интересно. Но конкретно две партии позиционируют себя как оппозиция. Это КПРФ и СРЗП, которые при этом как раз и конкурируют на левом поле за протестного избирателя. И раз коммунисты не поддержали Мишустина, то эсэры, видимо, возмутились этим. То есть получается, они, мол, в глазах избирателей та же ЕР, только второго сорта, люди не голосуют за «партии второго сорта», когда рядом есть «сорт первый». И на самом деле именно для партии Миронова одна из самых больших проблем – это ее недооппозиционность», – подчеркнул эксперт. По его мнению, это, конечно, дозволено сверху, но выгодно не Кремлю, а самим партиям. Это чисто партийный пиар – и хотя широкий круг избирателей сейчас вряд ли это заметит, однако обе партии получили набор аргументов, которые они предъявят в разговоре с электоратом. →
Академический экономист и бывший первый вице-премьер Андрей Белоусов приходит в Минобороны на фоне растущих оборонных расходов, необходимости «вписать экономику силового блока в экономику страны» и ареста заместителя Сергея Шойгу
Комментарий Алексея Макаркина:
«Белоусов – человек стратегически мыслящий, что проявилось в большом интервью РБК на ПМЭФ в 2023 году, где он говорил достаточно концептуальные вещи, и про современное мироустройство, и про геополитику, и про перспективы развития современного мира», – отмечает первый вице-президент «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. В этом интервью Белоусов, например, говорил, что «Россия может стать хранителем традиционных ценностей Запада», а чтобы стране быть суверенной необходимо «обладать собственными смыслами». →